Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

Содержание
  1. Сроки ремонта по ОСАГО в автосервисе страховой: что делать, если не выдают направление или нарушаются временные рамки?
  2. Сроки предоставления направления на ремонт
  3. Сроки ремонта автомобиля
  4. Что делать, если страховая затягивает ремонт
  5. Если страховая не выдаёт направление
  6. Если нарушаются сроки ремонта
  7. В каком порядке действовать
  8. Направление на ремонт по ОСАГО в 2021 году, сроки и правила
  9. Случаи в которых можно получить деньги на восстановление автомобиля
  10. Что такое “Направление на ремонт”
  11. Порядок получения направления
  12. На что нужно обратить внимание при получении направления?
  13. Сроки оформления
  14. Как правильно сдать автомобиль
  15. Что делать, если ремонт выполнен некачественно
  16. Что грозит за нарушение сроков?
  17. Подводные камни при восстановлении автомобиля
  18. Ремонт автомобиля по КАСКО у официального дилера: сроки выполнения работ по закону, порядок получения возмещения
  19. Порядок действий автовладельца при наступлении страхового случая
  20. Что влияет на продолжительность ремонтных работ
  21. Максимальные сроки ремонта автомобиля
  22. Сроки ремонта у официального и неофициального дилеров
  23. Порядок действий при нарушении сроков ремонта
  24. Сроки ремонта автомобиля по КАСКО по закону
  25. Обстоятельства, влияющие на сроки
  26. Порядок получения направления по КАСКО
  27. Необходимые документы и сроки восстановления
  28. Предельные сроки восстановления ТС
  29. Порядок и условия ремонта
  30. Действия при нарушении сроков ремонта
  31. Смотрите, какая тема — Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?
  32. Как разводят автолюбителей с ремонтом?
  33. Развод №1: “Извольте доплатить!”
  34. Развод №2: Договор цессии
  35. Правила ремонта по ОСАГО

Сроки ремонта по ОСАГО в автосервисе страховой: что делать, если не выдают направление или нарушаются временные рамки?

Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

В соответствии с поправками, внесёнными в закон об ОСАГО 28 марта 2021 года, страховые выплаты пострадавшим в ДТП в форме денежной компенсации заменяются на страховые возмещения в виде восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 N40-ФЗ от 25.04.2002 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).

Выплата ущерба в форме денежной компенсации допускается только в следующих случаях:

  • разбитая машина не подлежит восстановлению;
  • пострадавшая сторона погибла в ДТП;
  • пострадавший получил серьёзные повреждения здоровью и предпочёл получить компенсацию в виде денежной выплаты;
  • если потерпевший является инвалидом;
  • ряде других (п. 16.1 ст. 12 N40-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях страховая компания возмещает ущерб путём оплаты ремонта машины. После того как произошла авария, страховщик проводит осмотр пострадавшего автомобиля и выдаёт направление на ремонт. Обязанность компании – оплатить его в полном размере. Перевод денег осуществляется напрямую автосервису, проводящему восстановительные работы.

Сроки предоставления направления на ремонт

Страховой компании выделяется 20 дней (за вычетом нерабочих праздничных) для выдачи пострадавшему направления на ремонт (п. 21 ст. 12 №40-ФЗ). Этот срок может быть увеличен на 10 дней, если потерпевшая сторона предпочла отремонтировать машину самостоятельно в автосервисе, с которым у страховщика не заключён договор о сотрудничестве.

Срок начинает отсчитываться с того дня, когда пострадавший водитель подал заявление на получение возмещения.

Если компания задержит выдачу направления, она обязана выплатить неустойку пострадавшему в размере 1% от суммы ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 №40-ФЗ).

Сроки ремонта автомобиля

Автосервис самостоятельно определяет срок ремонта после проведения осмотра автомобиля (п. 4.17 Правил ОСАГО). После согласования продолжительности работ между пострадавшим и станцией техобслуживания его можно указать в направлении на восстановительные работы, которое выдаётся страховой компанией. При этом клиент имеет право изменить сроки по собственному усмотрению.

Тем не менее законом установлен максимально допустимый срок ремонта. Он составляет 30 рабочих дней с момента предоставления пострадавшим машины в автосервис (п. 15.2 ст. 12 N40-ФЗ). Если данное правило нарушено, владелец авто может направить жалобу на автосервис, а также в адрес страховой компании. Рассмотреть её обязаны в течение 5 дней.

За нарушение сроков законодательством также предусмотрен штраф: 0.5% от общей стоимости ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 N40-ФЗ).

Что делать, если страховая затягивает ремонт

При нарушении сроков страхового возмещения водитель имеет право обратиться в суд с иском против страховой компании. (п. 1 ст. 308.3 ГК РФ).

Если страховая не выдаёт направление

Иск против страховой компании может быть подан по причине задержек в выдаче направления на ремонт. Помимо принуждения ответчика к выдаче документа, пострадавший может взыскать неустойку (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2021 N58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Неустойка выплачивается в денежном эквиваленте и рассчитывается как 1% от общей суммы ущерба за каждый день просрочки оформления направления (абзац 2 п. 21 ст. 12 N40-ФЗ). Её итоговый размер не может превышать общую сумму ущерба.

Если нарушаются сроки ремонта

Это тоже повод обратиться в суд. Направить иск можно при любых вариантах нарушения установленных сроков ремонта:

  • автосервис в принципе не приступает к работам;
  • специалисты выполняют ремонт слишком медленно.

Иск подаётся против страховой компании, а не автосервиса. Именно она несёт ответственность за срыв сроков (абзацы 8 и 9 п. 17 ст. 12 N40-ФЗ). Во время судебного разбирательства станция техобслуживания будет выступать в качестве третьего лица, а не ответчика (ч. 1 ст. 43 ГПК РФ и ч. 1 ст. 51 АПК РФ).

Право водителя – не только потребовать срочного завершения работ, но и заменить форму возмещения ущерба с ремонта на денежную выплату (абзац 2 п. 53 Постановления Пленума… N 58).

Помимо выполнения основного требования истца, страховая компания также обязана выплатить неустойку в размере 0.5% от общей стоимости ущерба за каждый день просрочки (абзац 2 п. 21 ст. 12 N40-ФЗ).

В каком порядке действовать

Шаг 1. Оформление досудебной претензии.

Сначала можно обратиться с жалобой в саму страховую компанию. При этом неважно, на какой именно стадии произошло нарушение сроков (выдача направления или проведение ремонтных работ). В претензии нужно указать:

  • номер дела;
  • перечень повреждений;
  • срок просрочки;
  • суть претензий;
  • дату оставления машины в автосервисе (если речь идёт о нарушении сроков ремонта).

Шаг 2. Обращение в суд.

Если страховая не отреагировала на досудебные попытки урегулирования спора, то нужно подготовить иск в суд. В нём также нужно перечислить все обстоятельства дела (суть претензий, сроки просрочки, ответчиков и пр.).

Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/remont-sroki.html

Направление на ремонт по ОСАГО в 2021 году, сроки и правила

Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

Наличие ОСАГО гарантирует автовладельцам, что в случае ДТП, полученный ущерб возместит страховая компания.

С апреля 2021 года поврежденный транспорт направляют в специализированные сервисы для восстановительного ремонта. Лишь в нескольких случаях выплачивается денежная компенсация.

В статье расскажем, где выдается направление на ремонт и в какой срок, а также ответственность страховщика за нарушение сроков в выдаче документа.

Случаи в которых можно получить деньги на восстановление автомобиля

Перечень таких оснований небольшой, лучше заранее с ним ознакомиться, чтобы знать, на что можно претендовать на законных основаниях:

  • машина полностью разрушена, восстановлению не подлежит, поэтому страховщику выгоднее перечислить деньги;
  • если выясняется, что ремонт транспорта превысит предельный лимит страховки по ОСАГО (в настоящее время размер компенсации составляет 400 000 рублей);
  • собственник автомобиля умер, наследники решили не восстанавливать поврежденный объект;
  • в ДТП пострадал инвалид, его автомобиль имеет специфические особенности конструкции, поэтому невозможно отремонтировать в обычных СТО;
  • собственник авто отказался от проведения ремонта, так как машина находится на гарантии от производителя, а у станции нет соглашения с официальным представительством;
  • автовладельцу был причинен значительный вред здоровью, поэтому он решил получить деньги за поврежденную машину;
  • по письменному согласованию пострадавшей стороны со страховой компанией.

Если страховщик незаконно отказывает в выплате денежной компенсации, то это можно оспорить в вышестоящем органе (Российском союзе автостраховщиков или Центральном банке России) или через суд.

Что такое “Направление на ремонт”

В Федеральном законе №40-ФЗ дается общее понятие «направления на восстановительные работы» – это официальный документ, выданный потерпевшей стороне, дающий право на возмещение полученного ущерба путем проведения ремонтных работ. В законе четко регламентированы сроки выдачи бланка, а также порядок и период восстановления авто.

Законодатели, заменяя живые деньги направлением на ремонт, попытались упростить процедуру возмещения ущерба. В реальности все оказалось намного проблематичнее. 

Это связано с тем, что:

  • чтобы отремонтировать автомобиль через СТО хозяину в любом случае придется обратиться к своему страховщику для получения направления;
  • собственника ограничивают в выборе сервисов, которые могут починить поврежденную машину.

В связи с этим возникает много вопросов о правилах получения бланка, ведь каждый хочет быстрее сесть за руль отремонтированной машины.

Порядок получения направления

Итак, если произошла авария, то вся процедура регистрации состоит из нескольких этапов:

  • собираются необходимые бумаги для подачи заявления;
  • собственник авто обращается к страховщику лично, либо направляет представителя с оформленной доверенностью;
  • страховая компания анализирует поступившие документы, эксперт осматривает машину, делаются расчеты стоимости ремонта, принимается решение о выплате наличных, или о выдаче направления;
  • если страховщик принимает решение об отправке поврежденного авто на ремонт, то объект передается на восстановление только в тот сервис, который утвержден в письменной форме;
  • после проведения ремонта гражданин осматривает машину, составляется акт, если все устраивает, что документ о приемке нужно подписать.

Если с момента выпуска автомобиля прошло не более двух лет, то восстановительные работы могут проводиться только в сервисах официальных дилеров.

В случаях, когда страховая компания не может предоставить услуги такого СТО, хозяин машины вправе потребовать выплаты денежной компенсации, а не проведение ремонта.

В перечень необходимых документов, которые должен подготовить собственник авто входят:

  • заявление о возмещении страховки по ОСАГО;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • паспорт на автомобиль;
  • СТС;
  • полис ОСАГО;
  • иные документы об аварии.

Если обращается представитель собственника, то помимо паспорта он должен предъявить доверенность, где указаны его полномочия.

На что нужно обратить внимание при получении направления?

Менеджеры страховой компании при выдаче бланка могут предложить подписать несколько дополнительных бумаг, это может быть заявление и соглашение о ремонте и выборе СТО. Даже подписывая стандартный заявительный бланк страховой компании не нужно ставить отметки во всех пунктах. 

Недобросовестные компании могут пойти на хитрость, по неопытности граждане могут согласиться с невыгодными для себя условиями, например:

  • согласиться доплатить за ремонт, если суммы компенсации, выделенной страховщиком, будет недостаточно;
  • согласиться на проведение восстановительных работ в любой станции техобслуживания, предложенной компанией, хотя в определенных случаях они должны выполняться только в представительствах официального дилера;
  • согласиться на использование ранее использованных запасных частей и деталей при ремонте.

В результате чего права собственника авто могут быть нарушены. Поэтому, прежде чем подписывать какую-либо бумагу следует внимательно ее прочитать, чтобы потом не доплачивать за некачественный ремонт из собственных средств.

Сроки оформления

У водителей возникает множество вопросов, касательно сроков проведения восстановительного ремонта. В таблице можно найти ответы на них:

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

ВопросОтвет
Через сколько дней подается заявление в страховую компанию после ДТП?Чтобы избежать недоразумений и отказа в выплатах, рекомендуется в течение 5 дней подать заявление страховщику о выплате компенсации после получение повреждений автомобиля в аварии.
Через какое время должны выдать направление на ремонт?Если СТО включено в утвержденный перечень, с которыми работает страховая компания, то направление выдается в течение 20 дней после подачи заявления и полного пакета документов. Если ремонт планируется выполнять в сторонней мастерской, то срок выдачи документа может быть увеличен до 30 дней.
Сколько длится восстановление машины?Ремонтные работы не могут длиться более 30 дней с момента передачи автомобиля. А за каждый день просрочки к сервису предъявляются штрафные санкции в виде неустойки.

В сроки проведения ремонта установлены уже с учетом ожидания необходимых запасных частей.

Поэтому, если СТО не успел отремонтировать автомобиль в течение 30 дней, ссылаясь, что поздно поступили запчасти, это является нарушением сроков установленных законом.

Кроме того, сервисные центры должны выдать гарантию на работы по восстановлению кузова на 1 год, на другие виды ремонта – 6 месяцев.

Как правильно сдать автомобиль

Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:

  • получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
  • самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
  • передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
  • загнать машину в бокс для восстановления;
  • ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
  • приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
  • подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);

Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.

Что делать, если ремонт выполнен некачественно

Итак, при приемке нужно тщательно проверить качество выполнения работ, убедиться, что все детали поставлены новые, ремонт выполнялся по технологии завода, выпустившего машину.

Если же хозяина машины не устраивает качество ремонта, то необходимо провести процедуру оспаривания с требованием о бесплатной переделке.

Так как порядок взаимодействия осуществляется по договору со страховой компанией, то и жалобу хозяин машины направляет страховщику с просьбой об устранении недостатков. 

По обращению гражданина компания должна разобраться с сервисной мастерской, так как это их обязанность.

В заявлении указываются следующие пункты:

  • наименование и адрес страховщика;
  • данные о заявителе (ФИО, адрес);
  • сведения об автомобиле, СТО, проводившем ремонт;
  • описание выявленных недочетов;
  • предъявить требования об устранении ошибок.

Если страховщик не реагирует на претензии гражданина, либо отказывается решать спорный вопрос, то для начала можно обратиться в органы, контролирующие его деятельность – это Российский союз автосраховщиков или Центральный банк России. Если эти учреждения не помогли разобраться в ситуации, то придется обращаться в суд. Возможно, придется обратиться за помощью опытных автоюристов, так как такие сопровождаются своими нюансами разбирательства.

Что грозит за нарушение сроков?

Если страховая компания выдаст направление с нарушением сроков, регламентированных законодательством, то она несет за это ответственность в соответствии с законом об ОАГО. В ст. 12 установлен размер неустойки – 1% от суммы ущерба.

В тех случаях, когда допущена просрочка по выполнению работ, то автовладелец также может претендовать на получение неустойки. Она составляет 0,5% за каждый день просрочки.

Автоматически начисление неустойки не происходит, поэтому гражданину нужно подать отдельное требование о ее выплате. В претензии указывается размер санкции, ее подробный расчет, требование о выплате. Кроме того необходимо указать реквизиты банковского счета для перечисления денег, либо попросить выплатить наличные.

Заявление подается в страховую компанию, а не в сервисный центр, т.к. именно страховщик несет ответственность за взаимодействие и проведение ремонта.

Если же компания не реагирует на обращение или отказывается выплатить штрафную санкцию, то придется обращаться в суд. Здесь помимо неустойки заявитель может потребовать и взыскания штрафа.

В некоторых случаях он может достигать 50% от суммы невыплаченного ущерба.

Помимо этого, гражданин через суд может взыскать со страховщика дополнительные расходы, потраченные на отправку почтой, на проведение независимой экспертизы, на услуги юриста и т.д.

Подводные камни при восстановлении автомобиля

В идеале, когда принимался закон, планировалось, что все частники будут в выигрыше. А именно, собственник авто получит отремонтированную машину в рабочем состоянии, испорченные детали заменят новыми. А страховщик самостоятельно подберет СТО для проведения работ, тем самым будет уверен, что стоимость работ не завышена.

В действительности стороны автострахования столкнулись с множеством проблем:

  • мастерские часто используют детали, бывшие в употреблении, пытаясь сэкономить на ремонте;
  • сервизы затягивают сроки проведения работ, часто они длятся несколько месяцев;
  • центры не хотят работать себе в убыток, поэтому не всегда соглашаются проводить ремонт в пределах той суммы, которую выделяет страховая компания;
  • СТО и страховщик несут дополнительные расходы на уплату неустойки и штрафов;
  • собственнику приходится тратить личное время, чтобы добиться справедливости и защитить свои права: обращаться с письменными претензиями к страховщику, надзорным органам, а также с исковым заявлением в суд.

Лучшим вариантом будет получить денежную компенсацию и выбрать сервисный центр, которому доверяет собственник. Поэтому, прежде чем соглашаться на проведение ремонта, нужно проверить, вдруг полагается денежная выплата. Переписку со страховщиком лучше сохранять, в случае спорных вопросов она станет доказательством, что собственник пытался урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

Источник: https://niavto.ru/avtostraxovanie/napravlenie-na-remont-po-osago/

Ремонт автомобиля по КАСКО у официального дилера: сроки выполнения работ по закону, порядок получения возмещения

Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

Проведение восстановительного ремонта автомобиля после его повреждения, если оно входит в число страховых случаев, производится по программе страхования КАСКО.

При этом страховая компания должна придерживаться установленных законом или договором максимальных сроков проведения ремонтных работ. В случае их нарушения страховщику грозит ответственность.

Порядок действий автовладельца при наступлении страхового случая

Кратко алгоритм действий при наступлении страхового случая выглядит следующим образом:

  1. Автовладелец оповещает страховую компанию о наступлении страхового случая в письменной форме.
  2. Предоставляет машину для осмотра специалистам страховой компании.
  3. Проводится экспертиза повреждений.
  4. Получает от страховой направление на проведение ремонтных работ.
  5. Доставляет автомобиль на станцию технического обслуживания автомобилей (СТОА) для его ремонта. После этого в течение 2 недель происходит согласование сроков и стоимости ремонтных работ.
  6. Сервис производит ремонт авто в установленные сроки.
  7. Автовладелец забирает авто и подписывает акт выполненных работ.

Страховка КАСКО не предполагает определение виновных для получения возмещения, так как в данном случае страхуется имущество, а не ответственность (как при ОСАГО).

То есть доказывать, кто виноват в автомобильной аварии, не нужно и это не имеет значения. Подтверждающие документы из ГИБДД о ДТП нужны, только если это предусмотрено страховым договором.

В некоторых случаях фиксация ДТП от ГИБДД не требуется. Например, если речь идет о повреждении зеркал автомобиля или антенны, о бое стекла или фары, нарушении целостности лакокрасочного покрытия и пр.

Автовладелец также может получить денежную компенсацию стоимости ремонта вместо полученных услуг и организовать его самостоятельно. В данном случае после окончания ремонта автомобиль необходимо отправить на осмотр страховщику, чтобы тот убедился в целевом расходовании средств по страховому возмещению.

Какой из вариантов выбрать – обращение за компенсацией в страховую компанию или в партнерскую СТОА, – нужно решать в каждом случае индивидуально.

Так, выгоды от денежной компенсации можно добиться, если ремонтные работы будут проводиться автовладельцем самостоятельно, либо он собирается сэкономить на оригинальных деталях и заменить их аналогами.

При этом в процессе расчета стоимости компенсации стоимость ремонтных работ обычно определяется в минимальном варианте. Поэтому денежная сумма к выплате по КАСКО будет ниже той, чем фактическая стоимость выполненных работ в партнерской СТОА.

Что влияет на продолжительность ремонтных работ

Сроки проведения ремонтных работ зависят от комплекса факторов. В их числе можно выделить следующие:

  1. Наличие сложных многочисленных повреждений. В случае получения автомобилем серьезных и многочисленных повреждений (например, когда требуется замена и ремонт автодвигателя, капота, лобового стекла, бампера и пр.) ремонт будет длиться дольше, чем при замене и покраске отдельной детали (например, крыла или зеркала). Когда у автомобиля есть существенные повреждения (более 75%), то сроки ремонта могут возрасти из-за принятия решения о целесообразности восстановления (по результатам автовладельцу могут отказать в ремонте).
  2. Наличие эксклюзивных деталей и возможность их оперативной покупки на российском рынке. Если автомобиль иностранного производства, то на заказ и доставку нужных деталей может уйти немало времени.
  3. Наличие очереди в автосервисах на производство ремонта. Такая ситуация возможна, если страховщик крупный, а количество его партнеров – невелико. Также в определенные времена года загруженность СТОА существенно возрастает из-за роста числа ДТП (после выпадения первого снега или при гололеде).
  4. Насколько налажено взаимодействие между поставщиком и СТО. Если страховщик и станция плотно сотрудничают, то работа обычно производится быстрее. Проблемы со сроками могут возникнуть, например, из-за того, что мастерская отказала страховщику в проведении ремонта, когда тем не была согласована смета, или компания не внесла предоплату, либо срок действия договора между СТОА и страховой компанией истек.

Стоит отметить, что автовладелец не должен заботиться по поводу возникших разногласий между страхователем и СТОА. Он вправе затребовать денежную компенсацию, если те не могут договориться, либо предоставления возможности отремонтировать машину в другой мастерской.

Максимальные сроки ремонта автомобиля

Сроки проведения ремонтных работ определяются договором, заключенным страховой компанией. Если же они не прописаны в договоре или соглашении сторон, то ориентироваться нужно на законодательство (на практике такое встречается редко, так как сроки выступают существенным условием договора).

На практике сроки ремонта обычно не превышают 30 дней.

Сроки ремонта у официального и неофициального дилеров

Официальному дилеру передают автомобили, которые находятся на гарантии. Работы могут выполняться в сроки от 2 недель до месяца, но договор страхования может предполагать и иные временные рамки.

Когда сроки договором с официальным дилером не установлены, автовладельцу также рекомендовано руководствоваться правилами Закона «О защите прав потребителей» и указанному здесь максимальному сроку проведения ремонтных работ в 45 дней.

Для автомобилей, которые уже не находятся на гарантии, стоимость выполнения ремонта у официальных дилеров может оказаться слишком высокой. Неофициальные дилеры выполняют работы не хуже, но стоимость их услуг обычно на порядок дешевле.

Сроки проведения ремонта у неофициального дилера могут быть установлены договором или правилами страхования. При этом максимальные сроки не могут превышать 45 дней, иначе это будет являться нарушением действующего законодательства (договор не может ущемлять права потребителя).

Порядок действий при нарушении сроков ремонта

Ответственность за сроки проведения ремонтных работ по КАСКО лежит на страховой компании. Тогда как партнерская ей организация, которая выполняет ремонт, должна четко придерживаться установленных правил.

Сроки ремонтных работ могут затягиваться по разным причинам: например, при невозможности страховщика договориться со станцией техобслуживания, несвоевременного внесения страховой компанией предоплаты, по вине самого автосервиса. Поэтому первоначально узнать причину задержки нужно в страховой компании или автомастерской.

В случае если ремонтные работы по договору КАСКО затягиваются, то страхователь имеет право на то, чтобы:

  1. Забрать и отремонтировать машину в другой компании.
  2. Обратиться в суд с иском о выплате денежной компенсации из-за расходов, понесенных на ремонт.

Помимо суммы, которая была затрачена на ремонт, собственник автомобиля может взыскать со страхователя неустойку за просрочку при проведении ремонта. Сумма штрафа определяется как определенный процент от стоимости работ за каждый день просрочки. Если автомобиль является средством заработка, то можно истребовать компенсацию упущенного заработка из-за длительного ремонта.

Стоит учитывать, что перед обращением в суд лицо должно соблюсти досудебный порядок решения проблемной ситуации. Без этого в принятии искового заявления могут отказать.

Досудебный порядок подразумевает передачу письменной жалобы к руководству страховой компании о нарушении условий договора и затягивании при выполнении ремонта.

К претензии прилагается документация о наступлении страхового случая.

В случае если страховая компания в установленные сроки не выдает автовладельцу направление на проведение ремонтных работ, то он должен предпринять следующие шаги:

  1. Посетить СТОА и получить там копию заказа-наряда на выполнение работ.
  2. Направить претензию с приложением заказа-наряда.
  3. Если отсутствовала реакция со стороны автострахователя, то нужно обратиться в суд.

В случае когда автосервис отказался принять автомобиль, ссылаясь на сильную загруженность и очереди, то автовладельцу следует обратиться в страховую компанию с требованием о замене ремонта. При отказе компании выполнить данное требование автовладелец может обратиться в суд за защитой своих интересов.

Наиболее существенной причиной для задержки ремонтных работ является отсутствие в автосервисе нужных запчастей. В среднем на их доставку уходит 7-14 дней для авто отечественной сборки и 15-30 дней – для иностранных машин.

Если сроки поставки запчастей затягиваются, то страхователь может заменить ремонтную компанию по согласованию с автовладельцем.

Либо последний может затребовать денежную компенсацию и заменить за ее счет запчасти на аналоги.

Когда ремонтные работы затягиваются из-за того, что сервисная компания не может согласовать перечень необходимых работ, то автовладельцу следует первоначально обратиться в данную СТОА для получения разъяснений.

Затем в случае неоплаченного ремонта нужно направить претензию в компанию с требованием приступить к работам в кратчайшие сроки.

Если же этого не произошло, то автовладелец может забрать машину и отремонтировать его за собственный счет, а затем компенсировать свои затраты в суде.

При неудовлетворенности автовладельца ремонтными работами претензии нужно предъявлять СТОА перед подписанием акта и требовать исправления недочетов. Когда недостатки были выявлены позднее, то автовладельцу требуется два года.

Автовладельцы могут требовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения стоимости работ, компенсации для последующего самостоятельного устранения недостатков. При некачественном ремонте права автовладельца также защищены Законом «О защите прав потребителей».

Для того чтобы сроки ремонта не затягивались, автомобилисту рекомендовано предварительно уточнить на стадии заключения договора временные рамки и потребовать их внесения в документ.

Также ему не стоит затягивать с передачей в страховую компанию документов на проведение ремонтных работ и получить в день принятия автомобиля в СТОА акт приема-передачи с указанием финальных сроков проведения работ. Не нужно забывать о необходимости осуществления постоянного контроля за ходом проведения работ.

Если организация отказалась дать вразумительный ответ относительно сроков проведения работ, то автовладельцу можно ссылаться на нормы ст. 314 п. 2 Гражданского кодекса. В нем указано, что ремонт должен быть выполнен в разумные сроки.

Таким образом, при проведении ремонтных работ по КАСКО важным нюансом являются сроки устранения повреждений машины. Они могут быть установлены страховым договором, но не могут превышать 45 дней по Закону «О защите прав потребителей».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/zpp/uslugi/remont-po-kasko.html

Сроки ремонта автомобиля по КАСКО по закону

Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

Сроки ремонта по КАСКО определяются правилами, регламентирующими этот вид страхования, установленными для организации, занимающейся страхованием автотранспортных средств. В соответствии с 943 статьёй Гражданского кодекса период ремонта оговаривается в договоре страхования.

Популярными у автовладельцев предприятиями автострахования по КАСКО считаются: Ингосстрах, РЕСО, Росгосстрах, Страховой Дом ВСК, Согласие, АльфаСтрахование. Гарантией качественного восстановления транспортного средства является контроль выполнения условий договора страхователем.

Обстоятельства, влияющие на сроки

Срок исполнения ремонта по КАСКО указывается в договоре. Если страхователь поверхностно изучил положения, определяющие правила и продолжительность восстановительных работ автомобиля при наступлении страхового события, изложенные в страховом документе, не заметил отсутствия указанного периода, то продолжительность составит значительный промежуток времени.

Для избежания неприятностей, связанных с увеличением сроков, соблюдаются некоторые правила:

  1. При страховом событии собрать документы для оформления и лично представить страховщику.
  2. Передать автомобиль автосервису с составлением соответствующих актов приёма-передачи.
  3. Периодически интересоваться стадиями ремонта.

Личная заинтересованность владельца транспортного средства в качественном ремонте машины по КАСКО в сроки, указанные в договоре, позволит избежать судебного разбирательства.

Кроме этого, необходимо выполнять следующие рекомендации во время ознакомления с предлагаемым договором:

  • подробно изучить раздел, предусматривающий направление транспортного средства в сервис;
  • при отсутствии периода ремонта в договоре, необходимо обратить на это внимание страховой организации и потребовать внести изменения в текст;
  • следует требовать указания, как минимум предельного периода.

Правовыми основаниями для указания сроков ремонта автомобиля по КАСКО, по закону является гражданское и законодательство о защите прав потребителя.

Ремонтные работы через страховщика, предусматривают соглашение с автомобильным сервисом. В этой ситуации страхователь оказывается без правовых отношений ремонтной организацией. Имея на руках соглашение о ремонте по КАСКО со сроками ремонта, гражданин гарантирует выполнение обязательств по восстановлению машины.

ГК РФ определяет понятие разумного срока исполнения каких-либо обязательств, когда этот срок не определён. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении с обзором судебной практики приводит ссылку на нормативный документ Минпрома. Это приказ Департамента автомобильной промышленности Минпрома от 1 ноября 1992 года № 43, который даёт чёткое понимание о максимальных периодах ремонта.

Это нормативный документ устанавливает:

  1. Двухдневный срок на капитальный ремонт двигателя.
  2. Десятидневный срок на покраску кузова снаружи с оставлением старой краски.
  3. Пятнадцатидневный срок на покраску кузова снаружи с удалением старой краски и покраску кузова целиком.
  4. Двадцатидневный срок на покраску кузова целиком с удалением старой краски и жестяные и сварочные работы.
  5. Тридцатидневный срок для трудных жестяных и сварочных работ.
  6. Тридцати пятидневный срок для жестяных и сварочных работ с дальнейшей окраской.
  7. Пятидесятидневный срок для трудных жестяных и сварочных работ с дальнейшей окраской.

Работы по каждому виду ремонта согласовываются с представителем автосервиса и контролируются страхователем. Конкретную дату окончания ремонта, при отсутствии, вносят в дополнительное соглашение, если страховщик по каким-либо причинам отказывается изменить текст договора.

Ответственность за срок ремонта по КАСКО по закону несёт страховщик. Обязательства выполнения определяются двухсторонним соглашением.

Продолжительность периода ремонтных работ на практике зависит от следующих факторов:

  • степени повреждений автомобиля в целом;
  • характера нанесённого ущерба отдельным деталям;
  • условиями соглашения на проведение работ между страховщиком и официальным дилером, взявшим на себя обязательства ремонтировать транспортные средства после ДТП;
  • наличием либо отсутствием большого количества автомобилей в автосервисе, которые необходимо отремонтировать по страховому событию.

Серьёзные повреждения в отличие от небольших предусматривают значительные временные затраты на ремонт. Если повреждения составляют не менее 75 процентов, то организация – страховщик увеличит время для сравнения затрат на восстановление и выплатой компенсации.

Повреждённые детали импортных автомобилей, как правило, заказываются у официальных представителей. Доставка требуемого узла предусматривает увеличение срока ремонта.

Наличие, прошедшего согласование, договора между страховщиком и автосервисом, в котором прописаны сроки ремонтных работ по каждому виду повреждений, сократит время восстановления. В противном случае задержка во времени неизбежна.

Загруженность сервиса, связанного договорными обязательствами с популярными у автовладельцев страховыми компаниями, в период увеличения страховых событий и соответственно большого числа машин, увеличит продолжительность ремонта.

Порядок получения направления по КАСКО

Получение направления определяется соглашением между сторонами после страхового события. Основное условие – наличие пункта в договоре. День получения направления оговаривается непосредственно в двухстороннем соглашении.

Период выдачи направления, если отсутствует в страховом договоре, не должен превышать 10 дней. Собственник транспортного средства должен получить его после осмотра и составления перечня повреждений.

Последовательность действий для получения направления на ремонт предусматривает:

  1. Подачу заявления страховщику.
  2. Наличие требуемых документов.
  3. Осмотр машины экспертом.

Срок начала восстановления автомобиля начинается после предъявления страховщику необходимых документов.

Направление на СТОА по КАСКО имеет установленный перечень информации, вносимой в него:

  • название страховой организации с адресом и контактными телефонами;
  • фамилию, имя, отчество владельца и информацию об автомобиле;
  • полученные в ДТП повреждения;
  • дата и номер акта страхового события;
  • стоимость ремонта, составленная экспертом;
  • сведения о приложениях;
  • печать с росписью должностного лица.

Наличие правильно оформленного документа для предъявления в автосервис обеспечит своевременный ремонт повреждённого автомобиля.

Необходимые документы и сроки восстановления

Документы, представляемые страховщику для передачи машины в автосервис, определяются фактом совершённого страхового события.

Страхователь собирает пакет документов, в который входят:

  1. Полис.
  2. Свидетельство, подтверждающее регистрацию машины.
  3. Водительское удостоверение.
  4. Подтверждение о прохождении технического осмотра.
  5. Справка об участниках дорожного происшествия и повреждениях транспортного средства.
  6. Если есть, копия административного протокола о правонарушении.
  7. Определение об отказе в возбуждении административного дела.

Если причиной страхового случая стала природная стихия, то представляется документ из Гидрометцентра. При пожаре страхователь предъявляет акт о возгорании со справкой территориального подразделения МЧС.

Период ремонтных работ машины исчисляется с момента приёма документов страховой компанией. Если условиями страхования это не предусмотрено, то гражданин вправе подать заявление с требованием указать дату начала и окончания ремонта.

Компания – страховщик в этом случае:

  • письменно отвечает страхователю о согласованных с ремонтной организацией сроках;
  • направляет заявителя в автосервис для получения ответа;
  • отказывает в этой информации.

Если сложившаяся ситуация не устраивает гражданина, имеющего законное право быть ознакомленным с периодом ремонтных работ, то следует обратиться к положениям закона о защите прав потребителей. Судебная инстанция признаёт страхователя правым и обяжет страховщика информировать о сроках заинтересованных лиц.

Предельные сроки восстановления ТС

На практике распространёнными случаями проведения ремонтных работ по КАСКО являются:

  1. У официального дилера.
  2. У неофициального дилера.
  3. Если виновным в повреждениях автомобиля признаётся страхователь.

К официальному партнёру отправляются транспортные средства, срок гарантии которых не истёк. Период восстановления составляет 15–30 дней. В автосервис, являющийся неофициальным партнёром компании, может направляться любой автомобиль. В том числе, находящийся на гарантии, если это оговорено в договоре. Период восстановления составляет до 5 дней.

Повреждения ТС под управлением самого страхователя в жизни происходят часто. Полис КАСКО в этой ситуации обеспечит ремонт за счёт страховой компании на условиях, указанных в договоре.

Порядок и условия ремонта

Последовательность действий для обеспечения своевременного ремонта автомобиля по КАСКО предусматривает следующий порядок:

  • подать заявление в письменном виде в страховую организацию с приложением требующихся документов, в не превышающий установленный соглашением период;
  • пройти в согласованный день официальную экспертизу повреждений ТС с привлечением эксперта, предоставляемого страховщиком;
  • по направлению страховой компании предоставить в автосервис повреждённый автомобиль;
  • страховщик и ремонтное предприятие в течение 14 дней определяют цену и период работ, о чём первый сообщает автовладельцу;
  • об окончании ремонтных работ представитель автосервиса обязан сообщить владельцу автомобиля;
  • собственник ТС принимает в автосервисе восстановленную машину.

В случае выявления каких-либо очевидных недостатков автовладелец вправе требовать их устранения. При игнорировании этого требования необходимо решать вопрос в судебном порядке.

Действия при нарушении сроков ремонта

Влияние на продолжительность восстановительных работ после ДТП оказывают несколько факторов:

  1. Личная заинтересованность автовладельца.
  2. Соблюдение порядка направления ТС в автосервис страховой компанией.
  3. Соблюдение сроков ремонта автосервисом.

Чтобы восстановить автомобиль в оптимальные сроки собственник должен проявить личную заинтересованность на всех этапах оформления.

Если страховая компания по какой-либо причине не выдаёт направления в авторемонтное предприятие, нарушая страховое соглашение, без объяснений, необходимо обратиться к руководству этой организации с жалобой. Игнорирование письменной претензии будет являться основанием для обращения в суд.

Для выяснения причин задержки ремонтных работ, когда автомобиль передан в авторемонтную мастерскую, следует сначала обратиться в устной форме к должностному лицу сервиса, которое принимало ТС.

При отсутствии объективных причин у приёмщика, следует выяснить обстоятельства задержки у руководителя предприятия.

Письменная жалоба на длительный ремонт, оставленная без внимания, послужит доказательством нарушения условий страхового соглашения.

Если автовладелец считает, что стоимость работ и запасных частей необоснованно завышена, следует письменно обратиться к страховщику с требованием замены одного автосервиса на другой. Основанием для смены ремонтной организации может служить длительный срок получения от поставщика и при отсутствии на складе запасных частей, узлов и агрегатов.

Период поставки запасных деталей не должен превышать:

  • 7–14 дней, когда поставщиком является предприятие, расположенное в Российской Федерации;
  • 15–30 дней, если поставщик находится за границей.

Разногласия между организацией – страховщиком и ремонтным предприятием о стоимости замены деталей кузова, иных узлов или агрегатов не является основанием увеличения продолжительности работ. По истечении четырнадцатидневного срока автовладелец имеет право в судебном порядке решать вопрос о компенсации причинённого ущерба.

Если условия договора КАСКО не выполняются ремонтным предприятием и компанией – страховщиком следует:

  1. сделать экспертизу повреждений в иной независимой экспертной организации для определения реальной цены работ и запасных частей;
  2. уточнять, на каком этапе восстановления находится автомобиль;
  3. в зависимости от стадии выполнения условий, предусмотренных КАСКО, написать претензию автосервису либо страховщику.

До подачи претензии необходимо изучить текст страхового соглашения, на основании которого аргументировано изложить свою позицию о ходе ремонта. Требование о направлении в иной сервис не будет противоречить закону.

Для восстановления после ДТП по КАСКО без задержек, собственник, подписывая договор страхования, делает следующее:

  • выясняет наличие в документах сроков восстановления после наступления события;
  • узнаёт у страховщика о перечислении денег авторемонтной организации и наличии сметы на восстановление повреждённого автомобиля;
  • прибыв в автосервис, уточняет у персонала, перечислялись ли средства страховщиком, должна ли страховая компания сервису. Выясняет информацию о наличии очереди, требуемых запасных узлах и агрегатах;
  • после приёмки автомобиля автосервисом, обращает внимание на дату начала, выяснить срок окончания замены повреждённых частей;
  • не реже одного раза в три дня по телефону узнавать у представителей авторемонтного предприятия о ходе устранения повреждений.

Инициатива автовладельца по указанным мероприятиям – важное обстоятельство в решении вопросов, касающихся качественного восстановления машины.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 утверждены требования по восстановлению автотранспорта.

При нарушении сроков начала либо окончания, или когда стало ясно, что автомобиль не готов и останется в автосервисе, собственник транспортного средства:

  1. Указывает авторемонтному предприятию дату окончания работ.
  2. Согласовывает стоимость и восстановление машины третьей стороной либо самостоятельно.
  3. Решить вопрос в судебной инстанции о компенсации за потраченные средства.
  4. Выдвинуть требование снижения цены работ.
  5. Расторгнуть договор со страховщиком.

Страхование по КАСКО – способ восстановления транспортного средства пострадавшего в ДТП. Наличие полиса упростит процедуру, но при этом необходимо изучить правила страхования по КАСКО.

Источник: https://avtoved.com/strahovanie/kasko/sroki-remonta

Смотрите, какая тема — Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Нарушение сроков передачи автомобиля из ремонта по страховке

Самые распространённые попытки “развода” автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2021 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: “Извольте доплатить!”

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и… Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то!!! Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон “Об ОСАГО” — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем.

Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%.

Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 – 15.

3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. “Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта…” — говорят представители сервиса…

“Стоп! Какой ещё договор ремонта?!” — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ “Об ОСАГО” прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом “цессия” строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе “Об ОСАГО”. Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2021 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО” составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/pravila-remonta-po-osago-i-kak-razvodyat-strahovye

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: