Нормы санкции в международном праве примеры

Что такое санкции простыми словами: виды и примеры санкций

Нормы санкции в международном праве примеры

Нарушение законодательных или общепринятых норм влечет для субъекта применение наказания. Меры воздействия на нарушителя принято называть санкциями. Они могут применяться и как показательные мероприятия, направленные на пресечение нарушений со стороны остальных субъектов правоотношений. Толкование термина «санкции» простыми словами — только на сервисе Brobank.ru.

Что означает термин «санкции»

Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.

При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.

Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.

Каких видов бывают санкции

Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:

  • Уголовно-правовые — лишение свободы, смертная казнь (с 1996 года в РФ на применение смертной казни наложен мораторий).
  • Административно-правовые — штраф, арест, выдворение за пределы государства, и прочие.
  • Дисциплинарно-правовые — применяются в корпоративной практике.
  • Имущественно-правовые — штраф, пеня, неустойка, взыскание имущества.
  • Международно-правовые — применяются к государству или группе государств мировым сообществом за нарушение международных договоров и соглашений.

Еще один смысл понятия «санкция» заключается в предоставлении прав на проведение определенных мероприятий.

К примеру, в уголовном процессе распространен термин «судебная санкция», дающий следователю право на применение в отношении подозреваемого мер уголовного преследования.

Но в законодательных актах применяется словосочетание «постановление о разрешении» на проведение тех или иных мероприятий.

Уголовно-правовые санкции

В уголовном процессе санкции применяются а виде синонима термина «наказание». В большей степени они носят карательный характер. После доказанного факта совершения преступления, к обвиняемому применяются санкции — приговор суда, определяющий применение к обвиняемому наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.

Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:

  • Гипотеза — предписания, согласно которым необходимо следовать определенным правилам.
  • Диспозиция — само правило, которому необходимо следовать.
  • Санкция — последствия несоблюдения норм, указанных в диспозиции.

Для примера можно взять одну из самых «распространенных» статей Уголовного Кодекса РФ — кража (ст. 158 УК РФ). Гипотезой в данном случае является условие, в соответствии с которым ответственность за кражу наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Диспозиция — вменяемым лицам, достигшим 14-летнего возраста, запрещено совершать кражу. Санкция — наказание в виде 2 лет лишения свободы.

В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.

Административно-правовые санкции

Наряду с уголовным правом, в РФ действует еще одна правовая отрасль — административное право, которое предусматривает систему санкций за допущенное субъектом правонарушение. В отличие от уголовного права, в административном праве не используется термин «преступление». Здесь его принято заменять на понятие «правонарушение».

Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Изъятие предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение.
  • Лишение специального права.
  • Принудительное выдворение за пределы РФ — применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Дисквалификация и приостановление деятельности.
  • Административный арест.
  • Запрет на посещение мест проведения спортивных мероприятий — санкция введена в преддверии проведения Чемпионата Мира по футболу в России летом 2021 года.

В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.

Дисциплинарно-правовые санкции

Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение в связи с соответствующими основаниями.

Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком.

Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна.

В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.

Имущественно-правовые санкции

Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:

  1. Клиент нарушает график внесения платежей по кредиту.
  2. Руководствуясь условиями договора, кредитная организация начисляет на сумму основного долга штрафные проценты.

В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора.

Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика.

Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.

Международно-правовые санкции

Термин приобрел большую «популярность» благодаря тому, что в марте 2014 года Российская Федерация, вразрез с международными нормами, присоединила к своей территории бОльшую часть Крымского полуострова.

Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.

В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.

Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.

Источники информации:

  • Информация из свободной энциклопедии — ссылка.

Об авторе

Анатолий Дарчиев Высшее экономическое образование по специальности “Финансы и кредит” и высшее юридическое образование по направлению “Уголовное право и криминология” в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ).

Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк.

Аналитик и эксперт по банковской деятельности. darchiev@brobank.ru

Эта статья полезная?

Источник: https://brobank.ru/chto-takoe-sankcii/

Контрмеры и санкции

Нормы санкции в международном праве примеры

Контрмеры и санкции представляют собой меры принуждения к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношений ответственности. Проблема применения мер принуждения к соблюдению норм международного права является одной из наиболее важных и сложных проблем этого права.

Принуждение – необходимый элемент децентрализованного механизма функционирования международного права.

Одна из главных особенностей механизма функционирования международного права состоит в отсутствии централизованного аппарата принуждения, способного принуждать суверенных субъектов к соблюдению норм международного права.

Средства принуждения находятся в руках самих государств, которые применяют их индивидуально или коллективно.

Допускаемое международным правом принуждение представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Необходимый признак такого принуждения – правомерность. Принуждение должно быть правомерным как по основанию, так и по методам и объему.

В наше время государства, активно использующие меры принуждения, предпочитают именовать их не репрессалиями, а “санкциями” (лат. – sanctio – принудительная мера). В отличие от репрессалий этот термин как бы предполагает правомерность. Эта тенденция нашла отражение и в доктрине.

Содействовала тому определенная аналогия с внутренним правом, в котором принудительные меры именуются “санкциями”. Этот термин, однако, не соответствует координационному характеру международного права. Равный над равным власти не имеет (parinparemimperiumnonhabet) и, следовательно, не может применять санкций.

В интересах упрочения международного правопорядка и уточнения норм, регулирующих применение принуждения, целесообразно под санкциями понимать лишь меры принуждения, применяемые международными организациями.

Такие меры принимаются представляющими международное сообщество организациями, которые наделены государствами соответствующими правами, что придает им принципиальное отличие от индивидуальных действий государств.

Санкции международных организаций

Международные организации играют все более существенную роль в обеспечении уважения к международному праву. Существенную роль в реализации возможностей организаций в рассматриваемой области играет институт санкций.

Понимание санкций как мер принуждения, осуществляемых именно организациями, неоднократно обосновывалось в литературе и получило значительное признание.

Понимание санкций как мер, предпринимаемых организациями, подтверждается международной практикой.

Устав ООН предусматривает возможность применения по решению Совета Безопасности широкого арсенала воздействия на правонарушителя (ст. 41, 42). Эти меры могут применяться лишь при “существовании любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии” (ст. 39).

Естественно, возникает вопрос – относятся ли эти меры к индивидуальной или коллективной самообороне или к санкциям? Есть основания полагать, что институт самообороны относится только к государствам. Это явно следует из ст. 51 Устава.

В той же статье проводится различие между мерами самообороны государств и полномочиями Совета Безопасности в отношении принятия “действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности”.

Иными словами, речь идет о полномочиях Совета предпринимать меры в целях пресечения наиболее тяжких правонарушений.

Это утверждение сомнительно как с юридической, так и с практической точек зрения. Известно, что одна из целей ООН состоит в том, чтобы “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права…” В этом же заключается и главная цель права международной ответственности.

Что же касается практики ООН, то ее деятельность становится все более важным фактором поддержания международного правопорядка, причем не только в сфере международной безопасности. Помимо всего прочего, поддержание мира означает обеспечение уважения к наиболее важным нормам международного права.

Практика Совета Безопасности свидетельствует, что он не ограничивается пресечением правонарушений, но и определяет последствия, вытекающие из ответственности за эти правонарушения.

Выполнение вытекающих из ответственности обязательств Совет гарантирует применением санкций, предпринимаемых в соответствии с гл. VII Устава. Весьма показателен в этом плане цикл резолюций, принятых в отношении Ирака.

В данном случае важен тот факт, что сам Совет квалифицирует принимаемые им меры как санкции.

Позиция России в отношении санкций не раз излагалась в ООН. Санкции рассматриваются как мощный инструмент воздействия на правонарушителя. Их введение оказывает влияние на население подвергающегося санкциям государства и на его отношения с другими странами.

Поэтому введение санкций должно быть крайней мерой, которая допустима в случаях, когда иные способы воздействия не дали результата и когда Совет Безопасности определит наличие угрозы международному миру и безопасности.

Самое существенное значение имеет правильная оценка Советом степени такой угрозы.

Определение в соответствии со ст. 39 наличия угрозы миру или акта агрессии означает констатацию нарушения основополагающих норм.

Резолюции Совета Безопасности призывают прекратить соответствующее деяние, дать гарантии неповторения и даже предоставить возмещение. Меры, предпринимаемые в соответствии со ст.

41 и 42, представляют собой санкции, призванные побудить правонарушителя выполнить обязанности, вытекающие из ответственности.

Концепция коллективной безопасности вышла за традиционные рамки коллективного ответа на вооруженное нападение. Теперь она охватывает и такие правонарушения, как геноцид, массовое нарушение прав человека и тяжкие нарушения международного гуманитарного права.

В результате право коллективной безопасности и право международной ответственности выполняют общую функцию, связанную с правовыми последствиями нарушений основополагающих норм международного сообщества. При этом механизмы действия у них различны и эти различия сохраняются. Предусмотренный гл.

VII Устава ООН механизм обеспечивает коллективный ответ на тягчайшие правонарушения и в определенной мере создает “вертикальные” отношения между организацией и государствами.

В прошлом понятием “санкции” охватывались все меры принуждения в отношении правонарушителя. Ныне утверждается понятие санкций как принудительных мер, предпринимаемых международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Санкции международных организаций – довольно многоплановое явление. Т.Н.

Нешатаева пишет, что под санкциями международных организаций следует понимать “все меры охраны международного правопорядка, закрепленные в нормах международного права, носящие принудительный характер и применимые в случае правонарушений к государству-делинквенту с помощью институционного механизма международных организаций”.

В подавляющем большинстве случаев санкции организаций действительно направлены против государств-делинквентов. Однако это не исключает возможности их применения и в отношении международных организаций, например, в случае нарушения последними заключенных с ними соглашений или норм общего международного права.

Области применения санкций международных организаций:

  1. Область внутреннего права государств. Прежде всего, это касается деяний государств-членов, противоречащих целям и принципам организации. Нередки случаи применения санкций в случаях нарушения и иных обязанностей члена, например финансовых.
  2. Область общего международного права и, прежде всего, его императивные нормы. Примером могут служить случаи лишения права голоса расистского режима ЮАР. Представляет также интерес практика санкций, принятых по рекомендации ООН ее специализированными учреждениями, например, против ЮАР, проводившей политику апартеида, против Португалии за политику колониального угнетения, против Израиля за военные преступления.

Основные недостатки санкций:

  • от санкций международных организаций, особенно масштабных, страдает, в основном, население страны;
  • ущерб, причиняемый ими третьим государствам, страдающим от перерыва связей с государством, против которого санкции направлены;
  • средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и соответственно от их позиции зависит эффективность санкций.

Учитывая имеющиеся в практике применения санкций недостатки, Совет Безопасности ООН учредил комитеты по санкциям. В январе 1999 г.

председатель Совета издал специальный документ о работе этих комитетов, в котором подчеркивался долг всех членов Совета провести давно назревшие реформы, призванные усовершенствовать применение санкций и ограничить связанные с ними страдания людей. Прошли годы, но положение не изменилось.

Факторы эффективности санкций:

  • сдерживающее влияние на правонарушителя, огранивающее масштабы его противоправного поведения, а также на решимость его повторения;
  • демонстрация позиции международного сообщества в отношении правонарушения, оказывающая превентивное действие в отношении потенциальных правонарушителей;
  • ограничение материальных возможностей правонарушителя. Эмбарго на вооружения затрудняет модернизацию вооруженных сил. Экономические санкции снижают экономический потенциал и тем самым ограничивают размеры допустимых затрат на вооружение.

В последние десятилетия в литературе начал обсуждаться вопрос о побуждающих, или “позитивных санкциях”. Представляется, что подобные концепции не совсем отвечают природе санкций как мер принуждения в отношении правонарушителя. Стимулирующие меры, призванные вернуть правонарушителя на путь истинный, могут оказаться мерами поощрения правонарушителя.

Однако это не значит, что побуждающий элемент вообще не может учитывать при применении санкций. Дж. Армани проанализировал 22 случая, в которых стратегия побуждения и принуждения сочетались. Автор пришел к выводу, что смешанная стратегия оказалась в три раза эффективней в достижении желаемого результата, чем только меры принуждения.

В последние годы активно обсуждается концепция “целенаправленных” (targeted) или “умных” (smart) санкций. “Умные” санкции нацелены на то и осуществляются таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия.

Они должны воздействовать на власть без причинения серьезного ущерба населению. Такие санкции, например, не приостанавливают нормальных торговых отношений, но препятствуют определенным видам экспорта и импорта.

Они могут заключаться:

  • в эмбарго на импорт оружия;
  • в замораживании зарубежных вкладов правительства и его членов;
  • в запрещении транспортных связей;
  • в таких актах политического осуждения, как прекращение дипломатических отношений.

Тем не менее, нельзя не учитывать, что умные санкции не решают проблему. Совершенно ясно, что для пресечения серьезных правонарушений необходимы и соответствующие меры воздействия. Поэтому в таких случаях сохраняют свое значение широкие силовые санкции организаций. Оба вида санкций должны дополнять друг друга.

Эффективность санкций международных организаций в решающей мере зависит от политики крупных государств, обладающих необходимыми экономическими и военными ресурсами, необходимыми для того, чтобы санкции были действенными.

Контрмеры

Все ранее сказанное подчеркивает значение урегулирования проблемы применения мер принуждения Статьями об ответственности государств. Традиционный термин “санкции” довольно длительное время использовался и Комиссией международного права ООН в ходе работы над темой об ответственности.

Лишь на завершающем этапе было решено заменить его более соответствующим природе международного права термином “контрмеры”.

Существенную роль в этом сыграла международная судебная практика, которая, избегая употребления термина “санкции” применительно к односторонним мерам государств, использовала термин “контрмеры”.

В Статьях об ответственности государств контрмерам посвящена гл. II Части третьей “Имплементация международной ответственности государств”, что является обоснованным, поскольку контрмеры представляют собой связанный с ответственностью, но тем не менее особый институт, призванный служить имплементации правоотношений ответственности.

Рассматриваемая глава определяет условия и ограничения принятия контрмер потерпевшим государством.

Она имеет целью установить систему регулирования, учитывающую чрезвычайный характер контрмер как реакции на международно-противоправное поведение.

Одновременно определяются условия и ограничения, призванные предельно сократить возможности злоупотреблений контрмерами, сохранить их применение в правовом поле.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/kontrmeri-i-sanktsii

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: