Новые авто к новому году дешевеют или дорожают

Содержание
  1. Как сильно подорожают автомобили при слабом рубле и эпидемии коронавируса?
  2. Цены на авто и дефицит моделей
  3. Дешевого бензина не ждем
  4. Запчасти: дядя Вася в помощь
  5. Страна советов
  6. Что будет с ценами на автомобили после коронавируса – рассказывают эксперты
  7. Что ждет рынок новых автомобилей
  8. Что с подержанными авто
  9. Долгосрочная аренда и онлайн-покупки: что принесет пандемия
  10. Покупать или продавать? – что вам делать с авто сейчас
  11. Все новое — хорошо забытое старое
  12. Что происходит сейчас?
  13. «Вторичка» на очереди
  14. Брать или не брать?
  15. В какое время года лучше покупать автомобиль, когда покупать машину
  16. Время года и покупка машины
  17. Зима 
  18. Весна 
  19. Лето
  20. Осень 
  21. Когда лучше покупать машину по лунному календарю
  22. Дни недели и покупка автомобиля
  23. Скачки цен и парад банкротств? Что ждет автомобильный рынок в 2021 году
  24. «В понедельник объявим о повышении цен»
  25. Престижные авто раскупают еще в пути
  26. «У людей не осталось денег на покупку машины»
  27. «Зачем покупать машину, если на ней нельзя будет никуда поехать»
  28. Хроника закрытий 

Как сильно подорожают автомобили при слабом рубле и эпидемии коронавируса?

Новые авто к новому году дешевеют или дорожают

Нас долго пугали високосным годом — мол, он будет ужас каким непростым, возможны даже катаклизмы мирового масштаба.

Как оказалось, 2021 год ожидания оправдывает, даже с лихвой: на дворе пока только март, а испытаний уже выпало на долю жителей Земли немало. Досталось и россиянам.

Среди главных потрясений последних дней — эпидемия, снижение цен на нефть и падение курса рубля к доллару и евро. Как это в перспективе скажется на автомобильном рынке?

Цены на авто и дефицит моделей

Увы, но подорожание новых автомобилей прогнозируют все автомобильные эксперты и аналитики. Причина понятна: резкое падение курса рубля как ответ на снижение цен на нефть. Ведь за неделю нефть подешевела практически на треть, а доллар и евро подорожали на десять рублей.

Итог ясен — коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Конечно, не исключено, что в ближайшие месяцы нефть несколько подорожает, а рубль “потяжелеет”, но когда это будет? В лучшем случае, по прогнозам ведущих аналитиков, по итогам года нас ждет доллар по 68–70 рублей. И как результат — повышение цен на товары.

В первую очередь — на те, где есть “валютная составляющая”. Автомобиль — из их числа.

В этой ситуации напрасно заламывать руки — мол, не воспользовались годами экономического роста, не создали самостоятельный, самодостаточный автопром… Хорошо это или плохо, но — невозможно: сегодня автопром — одна из самых интернациональных отраслей в мире.

Даже в суперзакрытом Советском Союзе не смогли создать полностью свой автомобиль: на какие-то модели или узлы покупали лицензии или готовые технологии, некоторые создавали в кооперации.

Скажете, “Жигули” или “Москвичи” полностью собирали из отечественных деталей? Ничего подобного, порядка 10% были импортными, в основном из Восточной Европы.

А сейчас любой автомобиль, собранный в Германии или США, скажем, минимум на треть состоит из комплектующих, прибывших из Азии. И никакого тут злого умысла нет — так выгодно с точки зрения экономики.

Так что давайте смиримся с тем, что нынешние российские авто (т.е. собранные в России, к их числу относятся как “Лады” из Тольятти, так и “Рено” из Москвы) в среднем локализованы на 50%. Нет, уровень локализации как раз “Лад” и “Рено” как раз выше, но у “Пежо” из Калуги и “Тойоты” из Питера ниже, а в среднем получается как раз 50%. Это очень хороший показатель, между прочим.

Но раз просел рубль и вырос доллар — значит, выше стала в целом стоимость машины и рост цены в перспективе неизбежен. Но по-разному — в зависимости от того самого уровня локализации (см. выше) и многих других факторов. Немедленного повышения цены, конечно же, ждать не стоит — у дилеров неплохие запасы на складах, целые партии новых машин, уже оплаченных, едут к заказчикам.

По существующим ценам, понятно. Да и не станут дилеры и производители дергаться, пытаясь немедленно среагировать, глядя на скачущие котировки. Дурное дело нехитрое — на нашем слабом рынке можно и прогореть, если сразу поднять цену.

Пример “Дженерал Моторз” — всем наука: в 2014–2015 годах переписали ценники на “Опели” и “Шевроле”, прибавив сразу 40%, и чем это кончилось? Увы, бесславным уходом марок с нашего рынка.

Поэтому пока никто ценники переписывать не будет, зато, похоже, практически все дилеры закрыли (или закрывают) многочисленные акции и программы поддержки, что, конечно же, в итоге приводит к увеличению конечной стоимости покупки для потребителя.

И не стоит обвинять их в жадности — впереди всех (и продавцов в первую очередь) ждут тяжелые времена: примерно в апреле начнется реальное подорожание практически всех автомобилей. В результате, по общему мнению всех аналитиков и экспертов, повышение цен из-за падения курса рубля составит до 10% по итогам года. Правда, поэтапное: резкого скачка цен покупатели не вынесут.

Цены будут расти медленно, по 2–3% в квартал. Вспомните: после кризиса 2014 года автопроизводители еще три года постепенно корректировали цены.

В первую очередь, по мнению главы ассоциации “Российские автомобильные дилеры” Олега Мосеева, подорожают модели, которые привозят из-за рубежа.

Таких у нас вроде бы не так уж и много, примерно 15–20% от всех проданных на рынке, но в списке очень популярные модели — от Suzuki Jimny и Mazda 3 до Toyota Land Cruiser до Lexus RX. Они могут подорожать быстрее всего (уже в апреле, когда закончатся все запасы).

Более того — уже в течение этого года некоторые модели и целые компании могут уйти с нашего рынка, хотя официально сегодня никто подобных заявлений не делает. Но — увы! — это реальность.

  В первую очередь угроза нависает над компаниями, которые не стали организовывать производство в России и чьи продажи невелики. В зоне риска — целый ряд марок: от Honda и Jeep до Fiat и Subaru. О многих китайских брендах я вообще молчу.

Кстати, по данным аналитического агентства “Автостат”, за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% (в зависимости от марки и модели); причина — повышение с января утилизационного сбора.

Сколько мы получим по итогам года с учетом нынешней экономической ситуации? По мнению главы “Автостата” Сергея Целикова, рост может составить 10%, а то и больше. “Если ситуация не ухудшится”, — уточняет он. А падение продаж новых автомобилей по итогам года в России, по его мнению, составит 8–10%.

Вслед за подорожанием новых машин вырастут в цене и подержанные, но только с отсрочкой и, может быть, не так сильно.

В этой ситуации все — и производители, и дилеры, и покупатели — ждут от российского правительства каких-то шагов для поддержки автомобильного рынка, для смягчения последствий тяжелой ситуации в экономике. Набор механизмов известен и хорошо себя зарекомендовал уже в 2008–2009 и 2014–2015 годах. Не будет такой поддержки — последствия предсказать трудно.

Дешевого бензина не ждем

После того как стоимость барреля нефти на мировых биржах упала до 35 долларов, президент США Дональд Трамп радостно заявил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей и цены на бензин должны снизиться. Российским автомобилистам, честно говоря, не стоит надеяться на снижение цен на АЗС. Топливо в России не будет дешеветь при любом раскладе.

Дело в том, что у нас в России розничные цены на бензин и дизель практически не зависят от стоимости нефти: доля стоимости сырья в цене на топливо составляет примерно 7%.

Три четверти цены (порядка 72–73%) приходятся на заложенные в нее государством акциз, НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Остальное — расходы нефтеперерабатывающих компаний на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и АЗС.

Это, между прочим, не наше изобретение, а типичная схема для нефтедобывающих стран. В Норвегии, к примеру, цена бензина на АЗС — около 2 евро за литр и тоже не падает вслед за нефтью.

Но, если паника на мировых сырьевых и валютных рынках не успокоится в ближайшие недели (а, по некоторым прогнозам, неустойчивость может сохраниться в течение нескольких месяцев), бензин и дизель в рознице и у нас, и во всем мире начнут расти в цене — для начала на уровень инфляции. То есть даже можно ожидать повышения цен на бензин к маю на 2–4%.

Но тут я уверен: государство приложит все силы, чтобы сдержать цены на топливо. Боюсь только, что методы будут… скажем так, не экономического плана. Это позволит удержать цены, но надолго ли?

Запчасти: дядя Вася в помощь

Ситуация на рынке запчастей тоже тревожная. Тут, во-первых, виновата эпидемия коронавируса — ведь весь мир зависит от комплектующих из Китая. Кстати, тут мы в некотором смысле чувствуем себя в более выгодном положении, чем, скажем, США. Они ежегодно получали из КНР комплектующих для автопрома и запчастей больше чем на 10 млрд долларов, а мы — всего на 1 млрд. Так что им еще хуже.

Однако на самом деле все наши производители завязаны на поставки из Поднебесной, кто на 15%, а кто и на все 40%.

И задержки (а они неминуемы в связи с закрытием границ), по данным аналитиков рынка, приведут уже в апреле к повышению цен на большой ассортимент запчастей на 15–20%. И, соответственно, могут вырасти цены на обслуживание на автосервисах.

Но зато, похоже, наступает золотое время для гаражного умельца дяди Васи, который может не просто заменить стартер, но и разобрать старый и восстановить деталь. Главное, чтобы сделал он это качественно.

В любом случае возможные проблемы с запчастями — временные и будут решены быстро, как только власти объявят об окончательной победе над вирусом и откроют границы. Правда, выросшие цены к прежним показателям вряд ли уже вернутся.

Страна советов

Что делать в этой ситуации? Главный совет: не паниковать и не суетиться. Вы собирались купить автомобиль в этом году, он вам реально нужен? Тогда не следует откладывать покупку, а может быть, даже стоит с ней поспешить.

Купить не в июле, как планировали, а в апреле — возможно, вам удастся найти машину по интересной цене. Но опять же соглашаться на первое же предложение не стоит — вам с этим автомобилем жить годы, так что подбирайте именно то, что вам нужно.

Чтобы потом не было мучительно больно. Благо, что пока предложений предостаточно.

И ни в коем случае не стоит покупать машину “потому что дешево”. Автомобиль — не средство для вложения денег, он становится дешевле уже в день покупки. Вам надо, чтобы рубли, вложенные в полторы тонны металла и пластика, просто ржавели и старели рядом с домом? На платной парковке, которая все время дорожает?

И будьте бдительны! Пока в салонах дилеров безумного ажиотажа не наблюдается, хотя, конечно, число покупателей уже выросло. Чем некоторые, не слишком честные, сотрудники спешат воспользоваться.

Вот один мой знакомый присматривался (пока теоретически) к некой новой модели, уже обращался к дилеру по соседству.

Так вот, звонит ему на днях менеджер: быстрее приезжайте, выкупайте автомобиль, а то с завтрашнего дня цены резко повышают! Я для вас попридержу одну машинку! Знакомый, не будь дураком, позвонил в представительство и узнал, что никакого повышения цен завтра не будет.

Видимо, предприимчивый продавец, воспользовавшись нервной обстановкой, решил быстренько продать застоявшийся экземпляр. И, скорее всего, безо всякой положенной (пока) скидки. Так что будьте внимательны.

Источник: https://tass.ru/opinions/7988955

Что будет с ценами на автомобили после коронавируса – рассказывают эксперты

Новые авто к новому году дешевеют или дорожают

Автомобильная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от коронавируса – салоны автодилеров были закрыты, а из-за падения доходов спрос упал едва ли не до нулевых отметок. Но участники рынка пытаются не терять оптимизма – и уже строят планы на выход из карантина. Мы расспросили экспертов и представителей отрасли о том, чего ждать от авторынка образца середины 2021 года.

Апрель 2021 года стал одним из самых сложных месяцев для российской экономики – но пока есть основания полагать, что апрелем дело не закончится. Кризис, связанный с приостановкой деловой активности по всему миру, затронет всех – в том числе и авторынок.

В мировых масштабах автомобильный рынок показал снижение на 44,8% по сравнению с апрелем прошлого года, а первые 4 месяца года принесли отрасли падение продаж на 29,2%.

Несмотря на все, что произошло в Китае за последние полгода, страна остается мировым лидером по продаже автомобилей – в апреле там продали их почти 2 миллиона.

Но Китай уже постепенно отходит от карантина, тогда как в странах Западной Европы падение продаж в апреле составило рекордные 80,1%.

Ситуация на российском авторынке не лучше: продажи в апреле упали на 72,4% – в России было продано 38 922 новых автомобиля за месяц. Это вполне логично, учитывая остановку работы автодилеров. Как рассказал Виталий Овчинников из сервиса МЭТР, больше всего продаж в России потеряли китайские производители:

Что интересно, падение продаж на российском рынке было крупнейшим с середины 2000-х – по крайней мере, за те годы, что Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ведет статистику. Апрель нанес удар по дилерам, но они все еще надеются запуститься весной.

Вторая сторона кризиса – остановка работы крупных предприятий. Например, АвтоВАЗ останавливал работу в начале апреля, потом поработал с 13 по 29 апреля, а снова запустит конвейер с 18 мая.

Остановка, по официальным сообщениям, была связана с корпоративным отпуском и праздничными днями, но уже летом завод запланировал перейти на 4-дневную рабочую неделю из-за ожидаемого снижения спроса.

Особенность «коронакризиса» в том, что параллельно с остановкой работы крупных предприятий российскую экономику сотрясал очередной валютный кризис – рубль спустя несколько лет относительной стабильности упал до отметок около 75 рублей за доллар, и это не могло не повлиять на цены. Правда, говорит Денис Петрунин из ГК «АвтоСпецЦентр», падение спроса оказывает еще более сильное влияние:

Особая ситуация на рынке подержанных автомобилей – с одной стороны, при росте цен на новые автомобили владельцы подержанных не готовы сбавлять ценники. Но с другой – все прекрасно понимают, что у населения попросту нет свободных денег на руках, а те, что есть – будут копиться в виде резервов на будущее в неопределенности.

Как отмечает автоэксперт Илья Ушаев, в перспективе кризис заставит торговаться и продавцов подержанных автомобилей:

Все указывает на то, что дальнейшую судьбу российского авторынка покажет то, насколько быстро Россия будет выходить из всеобщей самоизоляции и нерабочего периода.

В зависимости от этого дилеры пытаются прогнозировать спрос и цены на автомобили.

Например, Дмитрий Мельников из СибАвтоКонсалт говорит, что если карантин закончится уже скоро, дилеры будут пытаться компенсировать свои потери за счет роста цен:

Пока же перспективы выхода страны из карантина не очень ясны: нерабочий период завершился, а рабочий во многих регионах так и не наступил. Однако некоторые регионы уже разрешили работать автодилерам – правда, где им брать покупателей (а тем – деньги на автомобили), сказать не может никто.

Что ждет рынок новых автомобилей

На российский авторынок в последние годы влияет государственная политика.

Влияет сильно – настолько, что работа автопроизводителей, которые не подписали специальные инвестиционные контракты с Минпромторгом, не позволит им даже выйти в ноль.

Правительство пытается нарастить локализацию производства до максимума, а основными программами поддержки стали промышленные субсидии (компенсация утильсбора) и скидки по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Но в таком формате господдержка работала до кризиса, который серьезно спутал карты производителям. Как считает Виталий Овчинников, несмотря на все виды поддержки, существующие в отрасли, российское автопроизводство рискует потерять несколько компаний:

На уровне правительства, судя по всему, есть понимание масштабов катастрофы. Уже в мае стало известно, что государство намерено помочь автомобильной отрасли, и среди направлений поддержки будут такие:

  • запланированные на 2021-2022 годы закупки автомобилей перенесут на 2021-й;
  • на программы льготного автокредитования выделяют еще 7 миллиардов рублей;
  • на льготный лизинг пойдет 6 миллиардов рублей;
  • на новую программу аренды пустят 2,5 миллиарда;
  • на закупку автомобилей скорой помощи в регионы направят еще 5 миллиардов рублей.

Всего это дает примерно 220 тысяч автомобилей и 15,5 миллиардов рублей господдержки. То есть, почти в 6 раз больше, чем объем продаж в апреле. Правда, дойдут ли эти деньги до всех участников рынка – большой вопрос.

Что касается рынка, то, как считает Денис Петрунин, в период кризиса ему придется консолидироваться – мелкие игроки рискуют быть поглощены более крупными:

Еще не стоит забывать о курсе доллара – пока уровень локализации производства автомобилей в России далек от 100%, любые колебания курса будут вызывать соответствующие изменения в ценах.

Как говорит Марина Дембицкая из РГС Банка, на первое время дилерам хватит тех запасов автомобилей, которые они закупили по старым ценам – а даже если доллар и вырастет, рынок адаптируется к нему постепенно:

Действительно, при ослаблении рубля примерно на 10% начиная с марта, цены на новые автомобили не росли скачкообразно, и до сих пор общее повышение цен было ниже этой цифры.

Но мало кто покупает автомобили за собственные средства, значительная часть уходит в кредит, и тут тоже есть изменения. Банк России опустил ключевую ставку до 5,5%, а потом недвусмысленно намекнул на возможное снижение до рекордно низких 4,5%. Как считает Александр Разин из «Байкал-Сервис ТК», это поможет автопроизводителям, но кризиса отрасли все равно не избежать:

Но в конечном счете любая дискуссия в 2021 году сводится к одной теме – когда снимут карантин. Как ни странно, в России образовался некоторый дефицит модели Geely Coolray, которая собирается в Белоруссии – где карантин не вводился в принципе. Но все производители зависят от комплектующих, а их зарубежные заводы временно перестали отгружать, отмечает маркетолог Екатерина Джамбулатова:

В целом же эксперты сходятся на том, что кризис серьезно ударит по дилерам – многие компании будут вынуждены закрыться из-за отсутствия спроса и кассовых разрывов, а автопроизводители пострадают из-за падения спроса на автомобили. И то, насколько долго продлятся ограничения, влияет в конечном счете на выживаемость отрасли.

Что с подержанными авто

Сегмент подержанных автомобилей отследить не так просто – не каждая сделка регистрируется официально, да и ГИБДД не будет раскрывать такие данные. В основном, оценивается положение у официальных дилеров, работающих по Trade-In.

В целом, кризис и рост цен на новые автомобили может вызвать оживление на вторичном рынке.

Например, Илья Ушаев считает, что потребители уйдут в нижний ценовой сегмент, но отдавать 600 тысяч рублей за «Ниву» уже согласен не каждый – и многие предпочтут б/у автомобиль.

Это не касается только юрлиц и лизинговых компаний – тем проще покупать новые машины и раз в 3 года сдавать их дилерам в Trade-In и брать новые.

Рост спроса на подержанные авто вполне закономерно приведет к увеличению цен на них. Конечно, цены не будут реагировать на каждое изменение курса доллара, но владельцы подержанных машин вполне могут отслеживать цены на новые авто. Как считает исполнительный директор CarPrice Олег Заньков, б/у автомобили будут расти в цене и в текущем, и в следующем году:

С другой стороны, личный автомобиль в период самоизоляции оказался весьма полезным – пока власти регионов сокращают движение общественного транспорта, а людей на улицах штрафуют, поездки на автомобиле остаются относительно безопасными – как для здоровья, так и для кошелька (даже если для этого нужно оформлять пропуск).

Так что, возможно, коронавирус сменит направление интересов в сторону личного транспорта – что, конечно, отразится на ценах.

Долгосрочная аренда и онлайн-покупки: что принесет пандемия

Пока все считают коронавирус «черным лебедем» современности, он необратимо меняет будущее – даже в тех вещах, которые казались неизменными. Например, до кризиса вряд ли кто-то задумывался бы об успехе проекта по онлайн-продаже автомобилей – а теперь это становится реальностью.

Как отмечает Марина Дембицкая, доля онлайн-продаж автомобилей может продолжать расти и после кризиса, причем это поддерживается всеми заинтересованными сторонами:

Правда, пока это все эксперимент, и его успех под вопросом. На то есть несколько причин:

  • онлайн-оплата на сотни тысяч рублей – дело затратное, и комиссия за операцию ляжет на дилера;
  • есть правовые вопросы – когда клиент купил авто и на него заполнили ПТС, автосалон не сможет отвезти его даже на эвакуаторе, так как формально у салона нет на это никаких документов;
  • если клиенту не понравится доставленный автомобиль (например, он найдет скол на ЛКП), вернуть его будет невозможно, так как ПТС уже заполнен;
  • оформить автокредит без визита в банк тоже будет затруднительно.

Но российские дилеры уже начали такие продажи, один из вариантов – передача авто клиенту в специальной «стерильной» зоне на территории автоцентра. С другой стороны, до этого центра клиенту еще нужно как-то доехать.

Вирус – не единственная проблема, куда серьезнее сейчас выглядит снижение платежеспособности клиентов. И в Минпромторге решили помочь россиянам обзавестись автомобилем, не покупая его – запустить программу «Доступная аренда».

Как говорит Виктор Овчинников, «на программу в рамках господдержки заложено 2,5 миллиарда рублей. «Доступная аренда» будет запущена в июне, и в Минпромторге надеются с ее помощью продать 12 000 легковых автомобилей. Это немного, но, с другой стороны, аренда в нынешних условиях становится актуальным европейским трендом, и возможно, поможет рынку».

В западных странах это очень распространенная модель, но удастся ли ее адаптировать к российским реалиям – большой вопрос.

На данный момент неизвестны условия аренды – известно лишь, что операторами программы будут банки и лизинговые компании в регионах.

Правда, такая аренда могла бы дополнить рынок: уже есть каршеринг, обычная аренда авто с оплатой за дни, не хватает лишь долгосрочной аренды.

Но, учитывая всю глубину кризиса, даже такие меры могут не дать достаточного эффекта – а правительство вряд ли согласится тратить еще больше на спасение автомобильной отрасли.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/horoshego-malo-eksperty-rasskazali-chto-budet-s-avtorynkom-i-tsenami-posle-koronavirusa

Покупать или продавать? – что вам делать с авто сейчас

Новые авто к новому году дешевеют или дорожают

Падение курса рубля уже сказалось на стоимости новых машин: некоторые производители начали переписывать ценники. Как изменятся прайсы на новинки автопрома и когда подтянется вторичка — в материале «За рулем».

Россия — страна возможностей. В том смысле, что возможно в ней все что угодно. Однако недавний обвал стоимости нефти и, как следствие, резкий маневр рубля, после которого он ослабил позиции аж до 75 руб. за доллар и 85 руб. за евро, наделал немало шума. Так или иначе, но это касается всех нас.

Все новое — хорошо забытое старое

Материалы по теме

Люди, пережившие не один сложный экономический период, не дадут соврать: предпосылки кризиса разные, но этапы развития примерно одни и те же. Вспомним 2014 год, когда колебания курса были такими же значительными. И вместе проследим за тем, как тогда автоиндустрия реагировала на изменения экономического климата в стране.

Итак, весной 2014 года резкое ослабление рубля, вызванное не только внешнеполитическими причинами и санкциями, но и фиксацией отечественной экономики на нефти и полезных ископаемых, привело в автосалоны множество новых клиентов. Все они рассчитывали приобрести автомобили по старым ценам — «пока не началось».

Покупатели, успевшие запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, не прогадали. Потому что дальше по мере роста курса доллара автопроизводители начали постепенно повышать цены. Это привело к тому, что в июне-сентябре 2014 года, по информации агентства Reuters, авторынок провалился больше чем на 20%.

В надежде хоть как-то поддержать предпринимателей правительство ввело в действие госпрограмму «Деньги в обмен на автохлам» (в 2014 году на нее было выделено 12,9 млрд рублей. — Прим. ред). Отныне покупатели, сдавшие в утилизацию свой старый автомобиль, могли получить скидку на новый.

Расчет оказался верным — осенью ситуация понемногу стала налаживаться.

Однако главным преобразующим фактором рынка явились отнюдь не меры правительства, а вторая волна покупательского спроса, спровоцированная очередным ослаблением рубля в конце года.

Рекордные колебания были зафиксированы 16 декабря, которое эксперты впоследствии окрестили новым «черным вторником». Тогда за один день торгов доллар подскакивал на 15,66 руб. до 80,1 руб., а евро — на 21,87 руб. до 100,74 руб.

Этот и последующие несколько дней автопроизводители и дилеры запомнят надолго — многим из них приходилось останавливать продажи или корректировать цены в режиме онлайн.

В результате, по информации аналитического агентства «Автостат», в декабре 2014 года цены на свои автомобили подняли более 20 брендов, работающих на отечественном автомобильном рынке. В среднем цена повысилась на 5–7%, однако некоторые модели стали стоить едва ли не на четверть дороже.

По итогам 2014 года рубль обесценился к доллару на 72,2% (с 32,66 руб. на 1 января 2014 года до 56,24 руб. на 1 января 2015 года) и к евро на 51,7% (с 45,06 руб. до 68,37 руб.), согласно данным ТАСС

Серьезные изменения стоимости автомобилей продлились вплоть до апреля 2015 года.

Летом, как в 2015-м, так и в 2021 году, наблюдалась стабилизация и по части валюты, и по ряду других показателей, и в отдельные месяцы даже было зафиксировано небольшое снижение стоимости автомобилей, отмечают эксперты «Автостата». Однако начиная с сентября цены снова постепенно поползли вверх.

В результате с момента последнего кризиса средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла более чем на 50%. И в свете последних событий можно предположить, что это еще не предел.

Что происходит сейчас?

Материалы по теме

Между тем некоторые автопроизводители уже начали пересмотр цен на свои модельные ряды. Согласно мониторингу, проведенному специалистами сайта «Цена Авто», к такой мере за первые две недели марта прибегли руководители семи марок из 52 представленных на отечественном рынке.

Так, немецкий премиум-бренд BMW поднял цены на 20 из 33 моделей, доступных для российского покупателя. Все они стали дороже на 10–390 тыс. рублей. При этом у некоторых моделей, например, BMW 3-й и 5-й серий подорожали только отдельные комплектации, тогда как у тех же  BMW 7-й и 8-й серий, а также М4, М5, М8, Х3, Х4, Х7 в цене выросли все модификации.

Пересмотрела прайс-листы и более «народная» Toyota. Бизнес-седан Camry прибавил в цене от 42 тыс. до 53 тыс. руб. в зависимости от комплектации (не коснулись изменения только версии S-Edition. — Прим. ред.

), а внедорожник Toyota Land Cruiser 200 подорожал на 41–101 тыс. руб. во всех комплектациях, кроме двух начальных.

Помимо этого подорожали отдельные модели премиального бренда Lexus и автомобили бюджетных марок, например, Renault, сообщает «Автостат».

Несмотря на вполне предсказуемый рост стоимости новых иностранных автомобилей, в этот раз эксперты не ожидают серьезного спада покупательской активности после удовлетворения ажиотажного спроса. Ведь у людей всегда остается возможность приобрести машину на специальных условиях. В особенности это касается автомобилей сегмента премиум.

«Вторичка» на очереди

На вторичном рынке ситуация сложнее, ведь в отличие от дилеров, реализующих на рынке новые модели, у продавцов б/у нет такого набора маркетинговых инструментов, чтобы привлечь покупателя.

Тем более, когда речь идет о продаже машины одного физлица другому.

Остается только снижать цену и одаривать потенциального покупателя различными «плюшками» в виде второго комплекта шин, полноразмерной запаски или расходников — если таковые имеются.

Брать или не брать?

Материалы по теме

Не нужно быть экспертом автомобильной отрасли, чтобы понять: купить автомобиль дешевле, чем сейчас, россиянам в обозримой перспективе вряд ли удастся. На динамику цен будет влиять множество факторов, в том числе:

  • уже существующая корректировка, которую мы видим у некоторых производителей;
  • степень локализации производства у того или иного бренда — сильнее всего подорожают машины, импортируемые в Россию:
  • уровень «аппетита» производителей — будут ли они готовы пожертвовать какой-то долей маржи, чтобы удержать баланс между ценой и спросом.

Естественно, шокировать публику одномоментным подорожанием автомобилей на 5% и выше никто из производителей не готов. Тут как в покере: никто из игроков не горит желанием демонстрировать карты первым, поэтому многие занимают «выжидательную тактику» — смотрят, как будут действовать конкуренты. Так что, скорее всего, рост цен растянется на несколько месяцев. Это означает, что если вы располагаете возможностью приобрести автомобиль, то выгоднее всего сделать это сейчас.Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama:

Обычно на любые изменения, связанные с курсом, первым делом реагирует рынок новых автомобилей. Далее вторичка начинает потихоньку подтягиваться за ним.

Исключением можно считать 2014 год, когда валютный скачок был настолько резким, что вызвал большой ажиотаж. В этот раз я не предполагаю такого подъема цен.

Ситуация хоть и тяжелая, но, на мой взгляд, более прогнозируемая и понятная, чем в 2014 году.

По моим ожиданиям, в среднем стоимость автомобилей вырастет на 5% (массовый сегмент подорожает примерно на 7%, а премиум приблизительно на 3%), и произойдет это ближе к майским праздникам. При условии, что на валютном рынке не будет какого-то резкого скачка, который приведет к непрогнозируемому изменению поведения покупателей и продавцов.

Я советую не менять планы ни продавцам, ни покупателям.

Если вы собираетесь продать машину, то продавайте сейчас, потому что вряд ли цены скачкообразно пойдут вверх, так что вы успеете обменять свой автомобиль на более интересный. Намерены купить автомобиль? — не тяните.

Тем более сейчас банки предлагают неплохие кредитные программы. Не помню, когда еще процентная ставка была такой низкой. Так что не откладывайте решение.

Сергей Коньков/ТАСС

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/922148-obval-rublya-kak-izmenyatsya-tsen/

В какое время года лучше покупать автомобиль, когда покупать машину

Новые авто к новому году дешевеют или дорожают

Приобретая б/у автомобиль, важно учитывать большое количество факторов: технические характеристики, цвет авто, место и время покупки, а также погодные условия. На последние несколько факторов и обратим внимание, разберемся, в какое время года лучше покупать автомобиль. 

Время года и покупка машины

Приобретать авто с пробегом можно в любое время года, но помните, что у каждого сезона есть достоинства и недостатки. Рассмотрим, в каком месяце лучше покупать автомобиль. 

Зима 

Наиболее выгодный месяц для покупки машины – декабрь, перед новогодними каникулами, если быть точными. Спрос на б/у авто в это время невысок, а, значит, и стоимость снижена по отношению к другим месяцам. Еще один фактор, влияющий на цену авто с пробегом, – год выпуска.

Считается, что с наступлением нового года машина автоматически становится на год старше, а значит, цена – ниже. В январе, после новогодних праздников, наступает период затишья. Продавец, заметив снижение количества звонков, без труда сбрасывает цену до уровня, подходящего вам. Кроме того, в морозную погоду можно проверить запуск холодного двигателя.

Это еще один аргумент в пользу приобретения автомобиля в преддверии Нового года. 

Весна 

В этот период просыпаются так называемые «подснежники», повышается интерес к автомобилям. К концу сезона спрос достигает пика, существенного сброса цены на авто ждать не приходится Приобретение автомобиля лучше планировать только при крайней необходимости. Кроме того, слякоть мешает осматривать машину достаточно хорошо: есть риск упустить дефекты кузова. 

Лето

Покупать машину б/у становится удобно тем, что осмотр можно проводить без спешки и в более комфортных условиях. В солнечную погоду вмятины и царапины видны лучше, чем когда-либо. Продавцы редко идут на уступки и не делают скидки, но к августу незначительно уменьшается спрос, а за ним и цены. 

Осень 

Осенью спрос на авто продолжает снижаться, и связано это с тем, что потенциальные покупатели постепенно готовятся к новогодним каникулам, иначе планируя свои расходы. Некоторые уходят в «спячку».

Помните, что для всех сезонов, в том числе для осени, действует одно правило – осмотр автомобиля должен производиться при дневном естественном свете. Кроме того, кузов и части авто должны быть чистыми, а не покрытыми слоем грязи.

Так вы убережете себя от приобретения восстановленного и перекрашенного «коня».

Комфортность процедуры купли-продажи б/у автомобиля осенью во многом зависит от погодных условий. В дождливую или морозную погоду спрос снижен, а потому продавцу, как и зимой, ничего не остается, кроме как снижать цену. Это тоже удачное время для покупки б/у авто.

Задумываясь над тем, когда лучше покупать автомобиль, не стоит сбрасывать со счетов курс валют.

Дело в том, что иногда стоимость авто указывается в долларах, а некоторые продавцы не сразу меняют цену в соответствии с курсом.

Следовательно, если поймать нужный момент, можно существенно сэкономить на приобретении автомобиля. Эта тенденция касается как новых автомобилей, так и машин с пробегом.

Когда лучше покупать машину по лунному календарю

Считается, что предсказать успешность сделки может лунный календарь. Убывающая луна способствует уменьшению цены на приобретаемый автомобиль. Также есть несколько наиболее удачных для совершения сделки, лунных дней: 7, 10, 11, 17, 21 и 25.

    • Седьмой лунный день подходит для выбора автомобиля, который подчеркнет статус своего владельца.
    • В десятый и одиннадцатый дни приобретайте автомобиль для семьи и длительных путешествий.
    • В семнадцатый лунный день следует покупать авто, которое требует вложений и ремонта. Этот же характер носит двадцать пятый день. Приобретайте автомобиль, если планируете его дальнейшую перепродажу или реставрацию.
    • Двадцать первый день идеально подходит для составления и подписания договора купли-продажи.

Покупая автомобиль, обратите внимание на положение луны. Наиболее удачными для крупных покупок является положение спутника в Тельце и Льве, для автомобиля, в частности, – в Близнецах и Козероге.

Предметы, приобретенные в этот период, будут работать на вас и полностью окупать себя.

Для покупки машины с дальнейшей перепродажей дождитесь периода луны в Овне или Весах – в это время сделки будут наиболее успешными. 

Дни недели и покупка автомобиля

Рассмотрим вопрос, в какие дни лучше покупать машину. Известна закономерность между покупкой предмета в определенный день недели и сроком его службы. Согласно астрологии, каждому дню недели покровительствует ряд планет. Совершённые крупные дела, в том числе приобретение автомобиля, под влиянием небесных объектов могут пройти по-разному.

    • Понедельник – день луны, которая покровительствует семейному очагу. Покупки совершайте те, что связаны с домом: продукты, бытовая химия, частично предметы интерьера. А вот приобретать машину в этот день крайне не рекомендуется.
    • Другое значение имеет вторник, покровитель которого – Марс. В этот день приобретайте вещи с мужской энергетикой, в том числе автомобили.
    • За автомобиль так же, как и за недвижимость и бытовую технику, отвечает планета Меркурий, которая покровительствует среде. В среду сделки совершаются удачно, а вещи служат долго.
    • Четверг – самый благоприятный для покупок день. В этот день лучше планировать масштабные приобретения – не прогадаете.
    • Пятница под покровительством Венеры больше подходит для женского шопинга. Предметы искусства, одежда, книги, косметика, но не авто.
    • Планета субботы – Сатурн поможет в выборе практичных вещей, необходимых в вашей жизни. Удачными будут и крупные сделки.
    • Воскресенью покровительствует Солнце. Этот день подходит для того, чтобы приобрести предметы роскоши. Наверняка, удастся найти что-то необычное, да и к процессу в этот день вы подойдете творчески. 

Выбирая день для соответствующего приобретения, в том числе б/у машины, вы не ошибетесь. Вещь прослужит длительное время и будет приносить удовольствие. 

Подобные закономерности способны меняться ежегодно. Размышляя, в какое время года лучше покупать машину, находясь в погоне за выгодным приобретением, человек будет ждать наступления благоприятного периода, а значит, и показатели статистики могут в разы измениться. В любом случае покупать автомобиль с пробегом следует тогда, когда вы внутренне к этому готовы.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или госномеру.

Система проверяет машину более, чем по 15 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим.

Из отчета вы узнаете реальный пробег машины, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи».

«Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.

Если вы не уверены в своем опыте для осмотра авто или просто находитесь в другом городе, закажите выездную проверку «Автокод». Специалист составит подробный отчет со всеми техническими нюансами.

Источник: https://avtocod.ru/kogda-luchshe-pokupat-mashinu

Скачки цен и парад банкротств? Что ждет автомобильный рынок в 2021 году

Новые авто к новому году дешевеют или дорожают
https://www.znak.com/2021-03-23/skachki_cen_i_parad_bankrotstv_chto_zhdet_avtomobilnyy_rynok_v_2021_godu

2021.03.23

Яромир Романов / Znak.com

Свердловские автодилеры распродают последние машины, которые есть в наличии, и готовятся к повышению цен с 1 апреля.

Параллельно с этим из-за пандемии коронавируса один за другим встают заводы ведущих автопроизводителей, а прогнозы экспертов автомобильного рынка на ближайший год — один мрачнее другого. Большинство собеседников Znak.

com сходятся во мнении, что ситуация будет хуже, чем в предыдущие кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов. Соответственно, к середине — концу текущего года начнется парад банкротств дилерских центров. 

«В понедельник объявим о повышении цен»

На данный момент в екатеринбургском автоцентре «Автобан-Киа» остались считаные единицы популярного в масс-сегменте автомобиля Kia Rio. В более-менее приличной комплектации Prestige и вовсе осталась лишь одна машина, которую готовы отдать за 1 млн 4 тыс. рублей. Под заказ машину готовы привезти не раньше 15 апреля, а вот по какой цене — вопрос.  

«В понедельник уже было повышение на 10 тыс. рублей. Сегодня-завтра ждем релиз о новом повышении», — сообщили в отделе продаж дилерского центра.

Почти такая же ситуация у дилеров «АвтоВАЗа». В «Лада Екатеринбург Север» сейчас распродают последние седаны Lada Vesta. «Из-за угрозы коронавируса и курса валют за две недели раскупили почти весь склад. С 1 апреля ждем повышения цен на 3–5%. Скорее всего, будут, как в прошлом году, в три этапа повышать», — рассказал сотрудник отдела продаж дилерского центра.  

С покупкой машин он советует не тянуть и либо брать «из наличия», либо оплатить 100% стоимости будущего автомобиля, зафиксировав таким образом его цену.

Совет поторопиться с покупкой дают и в автоцентре «Восточный ветер», который специализируется в Екатеринбурге на продаже и обслуживании автомобилей УАЗ. Машины в наличии здесь есть, все-таки отечественный внедорожник — нишевая продукция, но с 1 апреля дилер готовится поднять цены примерно на 50 тыс. рублей.

Кроме того, ходят разговоры о возможной приостановке производства в Ульяновске из-за коронавируса. «Даже если не остановят (в пресс-службе завода уже заявляли об отсутствии таких планов. — Прим. Znak.com), то машин будет все равно меньше из-за нехватки комплектующих.

Тот же пластик на бамперы „УАЗ Патриот“ шел из Китая, а там все производства встали», — предположили в отделе продаж «Восточного ветра».

Яромир Романов / Znak.com

В дилерском центре Renault Лаки Моторс уже вынуждены были переписывать ценники в апреле. Так, Renault Kaptur в комплектации Style подорожали с 1 млн 343 тыс. рублей до 1 млн 395 тыс. рублей. И никто не исключает, что этот скачок цен не последний.

Престижные авто раскупают еще в пути

У дилеров, торгующих более престижными авто, ситуация не лучше. В «Бессер-Авто» (представляет Volkswagen) остался последний Passat самой доступной комплектации Highline. Еще один забрали из автосалона буквально вчера. Можно ли будет заказать машину в апреле, здесь не знают: «Завод по Tuareg встал из-за коронавируса, а по Passat пока нет никакой информации», — сказал сотрудник центра.

В «Тойота Центре Екатеринбург Восток» на складе на данный момент не осталось ни одного внедорожника Toyota Land Cruiser 200. Это притом что 1 марта производитель уже поднял цены на них в диапазоне от 96 тыс. до 101 тыс. рублей (в зависимости от комплектации).

В апреле ждут повышения еще на 1–2%. Первый не выкупленный клиентами еще в пути Land Cruiser придет только к началу апреля. Но продавать его будут уже по той цене, которая будет определена производителем на конкретный момент времени. Пока это 6 млн 166 тыс. рублей.

Яромир Романов / Znak.com

По данным российского аналитического агентства Autostat.ru, с начала марта китайский кроссовер Changan CS55 подорожал на российском рынке из-за курсовых колебаний на 30 тыс.

рублей, модельный ряд Suzuki — на 20–50 тыс. рублей (в зависимости от модели), на топовые модели BMW цена взлетела на 390 тыс. рублей, Lexus повысил цену на 53–391 тыс. рублей, Toyota — на 26–101 тыс.

рублей (касается Camry, Hilux, Fortuner, LC Prado, LC 200).

«У людей не осталось денег на покупку машины»

«Если кто-то хотел купить или поменять автомобиль, надо было делать это еще вчера. На днях в силу обстоятельств побывал у дилера Kia в Москве, там на весь шоу-рум остался один непроданный автомобиль», — говорит глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. В беседе с корреспондентом Znak.

com он выразил полную уверенность, что цены на автомобили в России продолжат расти. Это, по его мнению, связано как с колебанием курса рубля, так и с последствиями эпидемии коронавируса, из-за которой автопроизводители сейчас закрывают один за другим свои заводы.

В пример он привел тот же BMW, цены на которые у России уже поднялись в диапазоне «от 150 тыс. до 300 тыс. рублей».

Российских автопроизводителей, по мнению главы ФАР, курсовые колебания пока касаются в меньшей степени, ведь они «работают в рублевой зоне». Зато на них сказывается приостановка поставок комплектующих.

«Тот же „АвтоВАЗ“, как сообщалось, испытывал проблемы из-за сокращения поставок китайских компонентов электроники», — напомнил Едрышов. «На самом деле сейчас хороший шанс для китайцев укрепить свои позиции на российском рынке. Например, подвинуть такой бестселлер как Hyundai Solaris.

Китай обладает конкурентными по стоимости моделями и раньше всех начинает выходить из эпидемии, возобновляя свои производства», — добавил собеседник.

Едрышов считает, что до конца текущего года перспективы автомобильного рынка в России совсем не радужные. 

«На данный момент эта сфера не относится к числу тех, которым государство готово уделять в сложившихся условиях первоочередное внимание. Автомобиль все-таки не входит в перечень вещей первой необходимости», — говорит Едрышов.Яромир Романов / Znak.com

И даже возобновление работы автомобильных заводов вряд ли серьезным образом будет способствовать оживлению рынка. «У людей сейчас просто не осталось денег на покупку машин. Думаю, что вскоре нас ждет новая череда банкротств дилерских центров», — полагает глава ФАР.

Он уверен, что в складывающихся условиях средний возраст автомобильного парка России продолжит расти. К слову, на данный момент средний возраст автомобилей, которыми владеют россияне, составляет 13,5 лет.

«Зачем покупать машину, если на ней нельзя будет никуда поехать»

«Все идет к полному ******* [краху]. Всегда первый признак того, что в экономике начинается коллапс, — это остановка грузоперевозок. И сейчас мы видим, как происходит именно это. До клиентов довозят еще оставшиеся хвосты, а новых заказов нет, и автопарки встают на прикол один за другим», — говорит автоправозащитник Кирилл Форманчук.  

Он считает, что спрос на автомобили в России уже сейчас резко падает. «О том, что брать машины надо сейчас, было известно еще две недели назад, когда доллар скакнул.

Но в России люди в основном заняли сейчас выжидательную позицию.

Какой вообще смысл брать машину по текущему курсу, если, возможно, скоро тебе вообще на ней из-за коронавируса нельзя будет никуда поехать», — пояснил этот собеседник.

В качестве еще одного следствия происходящего он называет уже начавшийся рост цен на рынке подержанных авто. В среднем это те же самые 5–10%. «Но и здесь все замерло. Все ждут, что будет дальше», — отметил Форманчук.

И Едрышов, и Форманчук уверены, что ситуация на автомобильном рынке будет тяжелее, чем к предыдущие кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов.

«Что касается мартовских продаж, то, с одной стороны, можно рассчитывать на их всплеск. Люди вкладывают рублевые накопления в покупку дорогостоящих товаров.

С другой стороны, ситуация с коронавирусом заставляет многих не рисковать и поберечься, избегая лишних походов в дилерские центры.

Поэтому сейчас сложно что-либо прогнозировать и лучше дождаться итоговых цифр», — заявили Znak.com в аналитическом агентстве Autostat.ru.

Сбой в поставках автомобилей из-за остановки заводов в Европе, Азии и Америке, уверены в Autostat.ru, для России окажется не столь критичным, так как «более 80% продаваемых на отечественном рынке новых легковых автомобилей в России местного производства».

Хроника закрытий 

3 марта. По данным Autonews.ru, компания Hyundai остановила производство на заводе в южнокорейском Ульсане, который считается крупнейшим автомобильным предприятием в мире, из-за положительного теста на коронавирус у одного из работников.

В тот же день завод Nissan в Санкт-Петербурге объявил о переходе на работу в одну смену. «Возможности завода позволят ему вернуться к двухсменному графику, как только ситуация на рынке улучшится», — сообщили газете «Коммерсант» в пресс-службе Nissan.

 

4 марта. Калужский завод Volkswagen временно сократит ежедневный объем выпуска Skoda Rapid в связи с нехваткой компонентов, приходивших от зарубежного поставщика, сообщил «Интерфакс». 

6 марта. По информации ТАСС, автобусный завод «Волгабас» во Владимирской области приостановил работу из-за задержки поставок комплектующих из Китая. 

10 марта. Японский автоконцерн Toyota Motor принял решение сократить с 16 марта на 6% производство автомобилей Lexus из-за проблем на рынке, вызванных распространением нового коронавируса.  

12 марта. Автоконцерн Fiat Chrysler Automobiles объявил о временной остановке производства автомобилей на своих предприятиях в Италии в связи с эпидемией коронавируса.  

14 марта. Bloomberg сообщил о том, что Ferrari временно остановила производство на площадках в Маранелло и Модене из-за распространения COVID-19. 

16 марта. Пресс-служба группы PSA (Peugeot, Citroën) объявила о закрытии всех заводов в Европе, включая Opel в Германии. Аналогичное заявление сделала пресс-служба Volkswagen Group и Renault.  

18 марта. Autostat.ru написал об остановке заводов Volvo, Ford и Daimler в Европе. 

19 марта. О двухнедельной остановке производства из-за коронавируса объявила пресс-служба Rolls-Royce Motor Cars. Аналогично поступили в Porsche.

В интервью газете «Коммерсант» основатель калининградского завода «Автотор» (выпускает Kia, BMW, GM, Hyundai) Владимир Щербаков заявил, что ожидает падение производства в 2021 году на 12–15%.

«На фоне проблем с поставками комплектующих из-за коронавируса мы уже пересмотрели прогноз на первый квартал в меньшую сторону», — отметил Щербаков. 

20 марта. ТАСС сообщил о решении концернов General Motors, Ford, Fiat Chrysler и Tesla приостановить производство на своих заводах в США. О временной приостановке заводов с 25 марта объявила Scania.

Одновременно с этим Autostat.ru сообщил о том, что в китайском Ухане который стал эпицентром распространения нового коронавируса, разрешили автозаводам и поставщикам запчастей возобновить работу.

 

23 марта. Об остановке до 20 апреля своих производств в Великобритании объявила компания Jaguar Land Rover. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2021-03-23/skachki_cen_i_parad_bankrotstv_chto_zhdet_avtomobilnyy_rynok_v_2021_godu

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: