Новый закон об электростанциях

35 ФЗ об электроснабжении с последними изменениями

Новый закон об электростанциях
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Электроэнергетика — это область энергетики, в которую входит производство, конвертация и передача электрической энергии.

Чтобы урегулировать правовые основы экономических отношений в области электроэнергетики, был принят Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике».

Общие положения

Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» был принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года, а одобрен Советом Федерации 12 марта того же года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 декабря 2017 года. Также в это время вносились изменения в ФЗ 224. Подробности читайте по ссылке:

Краткое содержание ФЗ 35:

  • Глава 1 — описывает общие положения ФЗ 35;
  • Глава 2 — перечисляет основы организации электроэнергетики;
  • Глава 3 — описывает, что такое единая национальная электрическая сеть;
  • Глава 4 — раскрывает понятие системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • Глава 5 — описывает систему контроля и регулирования на государственном уровне;
  • Глава 6 — перечисляет правовые основы деятельности оптового рынка;
  • Глава 7 — описывает основы организации розничных рынков;
  • Глава 8 — перечисляет заключительные положения и особенности осуществления хозяйственной деятельности.

Последние поправки, внесенные в ФЗ 35

Последняя редакция Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике» была осуществлена 29 декабря 2017 года. В частности, изменились следующие статьи:

16 абзац ст 3

В нем описывается понятие «энергосбытовые организации». Под энергосбытовыми организациями понимаются компании, которые проводят энергосбытовую деятельность.

29 абзац ст 3

Описывается понятие «гарантирующий поставщик электрической энергии». Это коммерческая организация, деятельность которой ведется на основании законодательства Российской Федерации.

Она осуществляет энергосбытовую деятельность, которая обязана заключить договор энергоснабжения, купли-продажи, электрической энергии с любым потребителем электрической энергии или с лицом, который действует от собственного имени или от имени потребителя и того, который желает приобрести электрическую энергию. Также читайте о последних изменениях ФЗ №261. Ссылка тут:

Ст 3 была дополнена абзацами

Рассмотрены следующие понятия:

Энергосбытовая деятельность — деятельность по реализации приобретенной и произведенной энергии электричества. Продажа осуществляется на розничных рынках в пределах РФ.

Лицензирование энергосбытовой деятельности — активность федерального органа исполнительной власти, который уполномочен правительством РФ выдавать лицензии или переоформлять их энергетическим компаниям.

Лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности — документ, который дает право заниматься сбытом электрической энергии. Выдается лицензирующим органом.

Ст 21

В статье 21 был изменен п 3. В нем говорится о том, что накладывать ответственность за нарушение законов РФ (в том числе об электроэнергетике) или осуществлять другие полномочия, которые предусматриваются законодательством, могут соответствующие органы федеральной исполнительной власти.

Ст 29.3 была полностью изменена. статьи описывает лицензирование энергосбытовой деятельности.

Получить лицензию организация по сбыту электрической энергии может у Правительства РФ.

Лицензия не выдается, если:

  • Компания собирается продавать электрическую энергию только конкретному поставщику или организации;
  • Произведенная электрическая энергия продается лишь организациям, чтобы компенсировать потери электрической энергии в сетях;
  • В случае реализации электрической энергии другой компании меньше, чем эта компания ее расходует.

Осуществлять энергосбытовую деятельность можно только имея при себе лицензию. Юридическое лицо, которое желает получить лицензию, должно соответствовать стандартным требованиям.

Требования для предоставления лицензии:

  • Заявитель должен быть зарегистрирован в виде Юридического лица на территории РФ;
  • Юридическое лицо не имеет непогашенную или неснятую судимость за преступление в области экономики;
  • Лицо не получало лицензию более трех лет;
  • Соискатель соответствует основным требованиям о лицензировании энергосбытовой деятельности;
  • Соискатель лицензии соответствует предусмотренным положениям о лицензировании энергосбытовой деятельности.

При предоставлении или переоформлении лицензии, выдается дубликат за который потребуется оплатить государственную пошлину. Ее размер устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Ст 35 была дополнена абзацем

Лицензия должна быть получена в целях осуществления энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, а также территориальной организацией с целью исполнения обязанностей поставщика в соответствии с законодательством.

Ст 37

Если электрическую энергию по документу купли-продажи электроэнергии поставляет гарантирующий поставщик, подписание такого документа является обязательным. Дата начала исполнения договора определяется на основе положений о розничных рынках.

Если покупателем стала энергосбытовая компания, гарантирующий поставщик при невыполнении требований или некачественном их выполнении имеет право отказаться от договора полностью в одностороннем порядке.

Ст 30, в которую изменения внесены не были:

В статье 30 описываются правовые основы функционирования оптового рынка. Правовые основы устанавливаются настоящим федеральным законом, требованиями оптового рынка и другими нормативными документами. В требования оптового рынка входит регулирование отношений по оборотам электрической энергии и мощности, предусмотренной Федеральным законом.

Режим импорта и экспорта устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. На оптовом рынке регулируются отношения, которые связаны с реализацией товара, например, с показателем мощности.

Принципы организации оптового рынка:

  • Свободный доступ к участию покупателей и продавцов электрической энергии, которые соблюдают правила, установленные Российским законодательством;
  • Свободное партнерство между субъектами оптового рынка, которые соблюдают правила, утвержденные Правительством РФ;
  • Свобода подбора оптового рынка в зависимости от стоимости и ценовых заявок покупателей. Основной фактор — минимальный уровень стоимости электрической энергии;
  • Правила участия в оптовом рынке отдельных видов субъектов, которые предоставляют услуги относительно системы надежности;
  • Без дискриминации в требованиях оптового рынка в отношении отдельных субъектов, которые владеют неразвитыми и новыми объектами электрической энергии.

Скачать закон об электроэнергетике в последней редакции

Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» регулирует правовые отношения в области электроэнергии, контролирует полномочия органов государственной власти и перечисляет обязанности и права субъектов электроэнергетики. Чтобы проанализировать Федеральный закон с последними изменениями, следует скачать закон в последней редакции по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/35-fz-ob-elektrosnabzhenii/

Лишняя энергия: потребители будут платить за прекращение работы электростанций

Новый закон об электростанциях

Законопроект, обязывающий оптовых потребителей электроэнергии платить за прекращение работы ненужных им энергообъектов, могут принять на осенней сессии Госдумы. Как получилось, что в России вырабатывается до 30 млрд невостребованных ватт и почему для одних — это проблема, а для других благо, разбирались «Известия». И почему избыток электричества касается всех.

1 января этого года мощность всех электростанций в России составила 250,4 ГВт. Из них 30 ГВт никем не востребованы. Такую статистику привел глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный 11 апреля на круглом столе, во время которого обсуждалось законодательное обеспечение решения проблемы вывода из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей в электроэнергетике.

Такие избытки появились потому, что новые электростанции вводятся быстрее, чем растет в них потребность. А старые практически не выводятся. По действующей государственной программе к 2024 году будут выведены сотни неэффективных электростанций, но избыток всё равно будет весьма значительным.

Так, по данным АО «СО ЕЭС», в 2018–2024 годах планируется запустить энергетические станции, которые будут давать в общей сложности 18,1 ГВт. А объем электроэнергии, которую производят объекты, запланированные к закрытию до того же года, составит 11,26 ГВт. В результате в 2024 году спрос на мощность будет по расчетам АО «СО ЕЭС» превышен на 19,4 ГВт.

При этом нельзя сказать, что спрос вообще не растет. Годовой максимум потребления в 151,9 ГВт был зафиксирован 24 декабря 2018 года. И на 0,7 ГВт превысил прошлогодний. Но существующий избыток даже с весьма жесткой программой вывода устаревших энергообъектов всё равно существенно превышает этот рост.

Хороший-плохой избыток

Отношение к существованию избытка у участников рынка отличается. Так, председатель правления АО «СО ЕЭС» Борис Аюев относится к нему однозначно плохо: «Наличие этого избытка создает два эффекта.

Один — это то, что, присутствуя на рынке, эти мощности создают конкурентное давление на цены.

Другой эффект, который потенциально возможен, это оплата этих мощностей, которая создает дополнительное давление на генерирующие компании».

Напротив, председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» и врио руководителя блока трейдинга ПАО «Интер РАО» Александра Панина уверена, что избытки — «это просто прекрасно». «Если избытки дешевые, это плохо для генераторов.

А для потребителя это просто прекрасно, — отметила она на круглом столе в Госдуме. — Мне кажется, что нашей стране повезло, что они пока есть. В развивающихся странах, где нет энергетики, нет запасов газа, строят дорогущие проекты.

Нам предыдущее поколение оставило действующие мощности».

Кроме того, при позитивном прогнозе роста промышленности и нестабильной геополитической ситуации избыток производства электричества — залог процветания государства. «Дешевые избытки — это способ развития нашей страны.

А у нас очень дешевые», — добавила Александра Панина.

По ее мнению, разговор о необходимости отключения старых электростанций ведется потому, что «правила рынка не позволяют генератором с потребителями определять оптимальную цену, потому что рынок стал восприниматься как фискальный механизм».

Лишнюю работу делать дешевле

Появление такого количества лишней генерирующей мощности связано в том числе и с тем, что производителям далеко не всегда выгодно отключать ненужные объекты.

Иногда затраты на реализацию этих мероприятий превышают убыток, который несет производитель, от падения цен на электрическую энергию. Кроме того, процесс вывода старых электростанций обставлен многочисленными бюрократическими сложностями.

В результате, по данным Минэнерго, возраст более половины предприятий тепловой генерации в стране превышает 30 лет, а почти четверть оборудования старше 50 лет.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, министерство разработало пакет поправок в федеральный закон «Об электроэнергетике». Они, среди прочего, предполагают, что собственник получит компенсацию расходов на проведение замещающих мероприятий при выводе энергообъекта из эксплуатации «в рамках платы за мощность».

При этом по обоим вариантам финансирования замещающих мероприятий (выведения из работы старых ненужных энергообъектов с переключением потребителей электрической энергии данных энергообъектов на более эффективные и надежные источники электрической энергии) предполагается, что платить за них будут потребители.

«Регулятором устанавливается тариф на содержание выведенной из эксплуатации мощности, включающий в себя текущие затраты на содержание генерирующего объекта и инвестиционную составляющую для финансирования замещающих мероприятий, который оплачивают потребители в рамках текущего платежа за мощность на оптовом рынке мощности», — описывается в рекомендациях министерства первый вариант. По второму варианту потребители платят «в случае конкурентного отбора мощности по цене конкурентного отбора».

Во время круглого стола были предложены разные варианты изменения процедуры вывода из эксплуатации объектов, но все они в большей или меньшей степени также предполагают, что платить за процедуру потребителям придется.

Неидеальный рынок

Такие поправки к федеральному закону учитывают интересы всех, кроме потребителей, считает директор по работе с естественными монополиями ОК РУСАЛ Максим Балашов. При этом они противоречит экологическому, гражданскому законодательству и протокольному поручению президента России.

«Мы все хорошо помним поручение президентской комиссии о том, что у нас не должно никаких неналоговых надбавок появиться, а они здесь нам в очередной раз предлагаются», — подчеркнул Балашов, выступая на круглом столе.

Речь идет о заседании комиссии при президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса в Кемерово 27 августа 2018 года.

Среди прочего, на заседании было решено «проработать меры, направленные на ограничение и минимизацию межтерриториального, межотраслевого перекрестного субсидирования».

«У нас есть экологическое законодательство, статья 39 закона 7 «Об охране окружающей среды», по которой здания, сооружения и все объекты должны быть выведены из эксплуатации самим собственником.

Есть статья 210 Гражданского кодекса «Бремя содержания имущества».

По моему жесткому убеждению, если это бизнес, он должен нести за это ответственность и брать на себя все затраты», — настаивает директор по работе с естественными монополиями ОК РУСАЛ.

Примечательно, что его позицию разделяет председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. «Позиция абсолютно понятная. Я ее разделяю. Но вы работаете в совершенном жестком рынке, а энергетики работают в несовершенном. Если рынок несовершенный, коллеги, можно заплатить дважды», — обратился депутат к участникам круглого стола.

Несмотря на поддержку главы комитета, который в первую очередь будет участвовать в обсуждениях поправок, ожидания у Балашова остаются пессимистичными. «Я думаю, что законопроект будет принят в осеннюю сессию.

Чисто технические обсуждения, может, пройдут в немножко ином составе, будут предвыносные правки со стороны министерства — на это уйдет два-три месяца. И в осеннюю сессию [законопроект] постараются внести, чтобы вступил в силу к 2020 году. Большинство согласны, потребителей ни о чем не спрашивают, их просто заставляют за всё платить.

Так у нас уже не одно, не два и не три решения в энергетике было принято, что очень расстраивает», — сказал он корреспонденту «Известий» после круглого стола.

Повышение финансовой нагрузки на потребителей электроэнергии так или иначе скажется на экономике, и цепная реакция дойдет и до рядовых потребителей. «В конце концов мы увидим реакцию, когда потребитель голосует ногами и просто уходит из единой энергосистемы на автономное энергоснабжение от собственных генерирующих источников», — заключил Максим Балашов.

Источник: https://iz.ru/867899/khariton-galitckii/lishniaia-energiia-potrebiteli-budut-platit-za-prekrashchenie-raboty-elektrostantcii

Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?

Новый закон об электростанциях

11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»? Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам. Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Что такое «объект микрогенерации»?

Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации).

Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.

Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:

Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Самое ужасное напоследок

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка.

А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам.То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».

Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет. Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора.

Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя.

Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии.

В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.

Что будет дальше и насколько закон рабочий

Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель).

Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.

Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым

«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный всё-таки есть. Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считают эксперты. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар.
Источник

Всё ли так мрачно?

Если же искать позитив и в этой, казалось бы, хмурой новости, то следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона.

Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации.

Но это не точно… Ну а пока в России преобладают автономные солнечные электростанции и устанавливают их в основном на крышах домов или придомовых строений

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

  • 5,2%Да, я хотел бы стать владельцем объекта микрогенерации в текущей редакции Закона и планирую им стать13
  • 59,4%Да, я хотел бы стать владельцем объекта микрогенерации, но планирую им стать в более лояльной редакции Закона149
  • 30,3%Нет, я не хотел бы становиться владельцем объекта микрогенерации ни при какой редакции Закона76
  • 5,2%Я уже владелец объекта микрогенерации13
  • ВИЭ
  • энергетика
  • макрогенерация
  • возобновляемая энергетика

Хабы:

  • Энергия и элементы питания
  • Экология
  • Будущее здесь

Источник: https://habr.com/ru/post/479836/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: