Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Содержание
  1. Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом
  2. Обладают ли республики суверенитетом
  3. Суверенитет республики: реальность и закон
  4. Обладают ли субъекты федерации суверенитетом
  5. Раздел первый. Основные положения
  6. Республики которые входят в состав рф обладают ли суверенитетом
  7. Ст 40 конституционного закона Советник
  8. Обладают ли субъекты рф суверенитетом
  9. Чем ограничен суверенитет государства
  10. Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом
  11. Федеративное устройство российской федерации»
  12. Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ
  13. Признаки федеративного государства
  14. Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
  15. Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
  16. Принципы федерализма в РФ
  17. Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
  18. Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ
  19. Статус Республики в составе Российской Федерации в юр. словарях и энциклопедиях
  20. РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЦИИ –
  21. РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ –

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Конституции РФ). В этих вопросах субъект федерации обладает независимостью, верховенством законодательной, исполнительной и судебной власти. Очевидно, что субъекты федерации если и обладают суверенитетом, то только ограниченным.

Обладают ли республики суверенитетом

Залогом успеха может стать только системный (комплексный), беспристрастный и объективный подход к изучению всех сторон одной из самых сложных проблем конституционного права и политической философии.

Проблема выхода республик из состава Российской Федерации возникла в период «парада суверенитетов», когда автономные формирования не без помощи федеральных властей, приняв декларации о независимости, объявили себя суверенными государствами.

Несмотря на однозначное решение в Конституции Российской Федерации вопроса о единстве государственного суверенитета Российской Федерации, данный принцип не соблюдается на иных уровнях власти.

Сторонами данных договоров обозначены не органы государственной власти, а Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Название договоров — «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» — вводит неизвестное действующей Конституции России понятие «делегирование». При определении федеративных отношений, сложившихся в России, данный термин является неуместным.

Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу. 10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст.

Институт социально-политических исследований РАН на протяжении ряда лет проводит исследование процесса реформирования российского общества.

Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Суверенитет республики: реальность и закон

Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали верховенством и независимостью, т.е.

Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь любую попытку посягательства на единство и верховенство государства, защищать его целостность. Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России.

Но, трудно даже гиппотически представить, что каждый из 89 «равноправных» субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета.

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Проанализируем данные об основных демографических и некоторых социальных и экономических индикаторах по главным группам регионов, регионам и странам мира, содержащиеся в докладе ЮНФПА «Народонаселение мира. 1995». Далее эти показатели дополнены данными Программы развития ООН и ЮНЕСКО.

Именно Российская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории РФ, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Верховное место Конституции Российской Федерации во всей правовой системе подкрепляется усложненным порядком ее пересмотра, внесением поправок и изменений.

Данное положение означает также неделимость суверенитета РФ. Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета РФ.

Верховное место Конституции Российской Федерации во всей правовой системе подкрепляется усложненным порядком ее пересмотра, внесением поправок и изменений.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т.д.

Результаты создавшейся ситуации не заставили себя долго ждать. Почти все республики в составе Российской Федерации объявили о своем полном суверенитете, зафиксировав это в своих конституциях.

Участников дискуссий по вопросу сецессии условно можно разделить на две основные группы: «федералы» и «националисты».

Первые, исходя их интересов федерации, выступают против отделения республик, ссылаясь на отсутствие соответствующего положения в Конституции России и на один из основных принципов международного права — принцип территориальной целостности государства.

В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление.

Конституции устанавливает возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

После принятия Конституции РФ 1993 года большинство республик не стали спешить с отменой деклараций о государственном суверенитете. Некоторые из республик, например Башкортостан, Бурятия, в своих новых конституциях, принятых уже после вступления в силу федеральной Конституции, вновь определили себя суверенными государствами.

Государственный суверенитет республик признается и в договорах, заключаемых между республиками.

Так, в преамбуле договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и республикой Башкортостан от 24 мая 1994 года указывается на взаимное признание государственного суверенитета обеих сторон.

Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться с объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными реалиями.

Спорным является суждение о наделении субъектов Федерации «внутренним публично-властным государственным суверенитетом» 2.

Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории РФ не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела.

Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании. 12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос.

Мое мнение, что в федеративном государстве истинно государственный характер имеет лишь центральная государственная власть, только она – суверенна.

Раздел первый. Основные положения

Таким образом, государственный суверенитет не делится между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе претендующими на суверенный статус.

Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, под — отчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.

Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признаки суверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системе интересов и потребностей различных социальных групп, их отношения к социальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости и т.д.

Республики которые входят в состав рф обладают ли суверенитетом

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
Могут ли составляющие части федерации являться самостоятельными суверенными государствами, если над ними стоит федеральная государственная власть?

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Представляется важным обозначить тенденции развития договорных форм регулирования, подрывающие государственный суверенитет Российской Федерации.

Ст 40 конституционного закона Советник

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

С точки зрения теории суверенитета такой призыв является несостоятельным, так как суверенитет един и неделим, а с точки зрения политики и практики — вреден и опасен.

Неужели не ясно, что «парад суверенитетов» в России осложнил и обострил межнациональные отношения, усилил опасность распада Российский Федерации.

Как видно из проведенного анализа, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Однако они обладают государственной властью.

Источник: https://omorashi.ru/osparivanie/9349-obladaet-li-respublika-v-sostave-rossiyskoy-federacii-suverenitetom.html

Обладают ли субъекты рф суверенитетом

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Специалисты сайта Zaochnik осуществляют работу по сбору, обработке и структурированию информации по предложенной Клиентом теме.

Президентом в очередной раз озвучено его главное убеждение, цель всей его деятельности, как государственного деятеля — либо Россия будет суверенной, либо её не будет.

Суверенитет, о котором говорит президент, является синонимом понятия независимости или, по исторически сложившейся русской монархической терминологии, он есть синоним понятия самодержавности (самостоятельности Государя и государства).

Чем ограничен суверенитет государства

Являясь не суверенными, субъекты Российской Федерации, тем не менее, обладают основными элементами государственности. Последнее в равной степени относится как к субъектам Федераци-республикам, так и к субъектам Федерации —не республикам.

Исходя из сказанного, необходимо вести речь не о «двух суверенных властях» в федеративном государстве, а об иерархии властей, одна из которых (федеральная власть) имеет суверенный верховный характер, а другая (государственная власть субъекта федерации) — не суверенный подчиненный характер. И здесь нельзя не согласиться с В.Е.

Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного ания, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим, республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

Тот же СССР, особенно после Сталина, заметно прогибался перед западом, хотя, после освоения ядерной энергии и космических технологий, вполне мог этого не делать.

https://www.youtube.com/watch?v=pkEnOtZiOS8

В Империи воля суверенной Верховной власти, которой являлся Император, распоряжалась силой русского народа в целях достижения величия и благосостояния страны.

Итак, современная конституционная теория исходит из неделимости суверенитета и, как следствие, — из отсутствия права сецессии у субъектов федерации.

В современном мире заявление государственного деятеля о том, что для России суверенитет жизненно необходим, есть определенный вызов сложившейся мировой системе, завязанной на транскорпорации и западные элиты.

Прокурор одной из республик в составе России, согласно конституции данной республики, назначается сроком на пять лет парламентом республики. Нижестоящие прокуроры также назначаются парламентом республики по представлению Генерального прокурора РФ на тот же срок.

Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о «выселенных» народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, — всем известно.

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

Следовательно, на федеральном уровне устанавливаются и пределы самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Инициативная группа жителей Приднестровской Молдавской Республики (Молдавия) обратилась с письмом к Президенту РФ с просьбой издать указ о принятии автономии в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ.
Совет Федерации 3 февраля 1994 г. на основании п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ своим постановлением утвердил изменение границы между Ивановской и Нижегородской областями.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Однако вопрос о народном суверенитете представляет большую трудность вследствие неопределенности понятия народ. С точки зрения международного права, суверенитет есть абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и вступать с другими государствами во всевозможные соглашения.

Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете рес­публик и одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.

Являясь участником одного из межгосударственных объединений, Российская Федерация на основании международного договора осуществила передачу данному межгосударственному объединению часть своих полномочий.

Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете рес­публик и одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.

Обладает ли государственным суверенитетом Чеченская Республика? Кому принадлежит государственный суверенитет в соответствии с Конституцией РФ?

Исходя из конституционных принципов государственной целостности и единства системы государственной власти, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

А Путин и его кодла с этим давно уже постепенно борются и лет через дцать победят, и будет у нас полный суверенитет, если конечно опять не подведёт российский народ (что впрочем очевидно и дураку, что именно народ и окажется во всём виноват).

Чехословакия и Югославия отказались от принципа сочетания двух суверенитетов и не предоставили своим субъектам безусловного права выхода из состава федерации.

Отсюда делается вывод, что Конституцией РФ устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Другие исследователи (Б.С. Эбзеев, Л.Л. Карапетян, Д.Н.

Ни одна из существующих в мире федераций не признает за своими субъектами право сецессии и ни одна из них не признает безоговорочное верховенство законов субъекта федерации. Федерации не присуще и безоговорочное признание ее субъектов субъектами меж­дународного права, хотя в отдельных случаях они и могут обладать ограниченной международной правосубъектностью.

Суверенитетом является… Значение термина простыми словами. Что такое суверенное государство. Внутренний и внешний суверенитет — что это? Признаки. Декларация о государственном суверенитете России. Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета по Конституции РФ?

Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

В конце концов, народ вправе разрушить государство, свергнуть деспотического правителя и др. Нетрудно заметить, что концепция народного суверенитета связана с теорией общественного договора. Народ создает государство, но своего суверенитета не утрачивает и сохраняет право на сопротивление угнетению.

Государь в Российской Империи был самодержавен, потому что был самостоятельным правителем (суверенитет фактический), и его власть была не ограничена никакими другими силами внутри его государства (суверенитет юридический). Почему власть в России и именовалась неограниченным Самодержавием, обладая и фактическим, и юридическим суверенитетом.

Являются ли источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права?

Федеративное устройство российской федерации»

Но необходимо подчеркнуть и другую сторону дела. «Детская болезнь» суперсуверенизации начала 90-х гг.

породила у многих другую крайность, связанную с непониманием того, что суверенитет государ­ства, входящего в федерацию, неизбежно ограничивается в пределах, необходимых для сохранения и упрочения единства и целостности об­щего государства, обеспечения реальности и действенности его власти.

На наш взгляд, в указанном постановлении Конституционный суд совершил две грубейшие логические ошибки. Во-первых, суд необоснованно смешал две различные категории: «государственный суверенитет» и «народный суверенитет». Во-вторых, в постановлении суд уравнял категории «федеративное государство» и «федеральный центр». Рассмотрим эти замечания подробнее.

Спрашивается: есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть!

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Однако Конституционный суд в своем постановлении, рассмотрев конституционные положения ст. 3 и 4, решил, что в них идет речь именно о государственном суверенитете. Рассмотрим подробнее эти положения. В статье 3 указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Думается, что противоречия здесь нет, если учесть тот факт, что две суверенные или, другими словами, две равные по своим полномочиям государственные власти на одной территории существовать не могут. Тезис о «двух суверенных властях» не может быть признан верным в принципе, ибо он неизбежно ведет к острым коллизиям, к неуправляемости обществом, а то и к вооруженному противоборству.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.

Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации федеральным конституционным законом отнесены лишь их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Исходя из этого.

Как показано выше (§ 3 гл.

8), в составе федерации могут быть отдельные ассоциированные территории и государства (на­пример, Пуэрто-Рико в США), но они обычно не являются субъектами федерации, которая не может строиться на началах лишь ассоциации, ибо это одно, единое суверенное государство, а не простая сумма так или иначе объединившихся суверенных государств.

Источник: https://x-padder.ru/pravovye-stati/7283-obladayut-li-subekty-rf-suverenitetom.html

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Статус Республики в составе Российской Федерации в юр. словарях и энциклопедиях

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом
?

Айдер Бекташ (ayder_bektash) wrote,
2015-04-08 19:21:00 Айдер Бекташ
ayder_bektash
2015-04-08 19:21:00 Categories:

  • Политика
  • Россия
  • История
  • Общество
  • Cancel

Статус республики – государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г.

республику называла “республикой в составе Российской Федерации”. В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно.

Единственное требование – соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик.

При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие.

У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов – как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики.

Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.
(В.Червонюк.)
один из 6 видов субъектов РФ, наряду с областью, краем, автономной областью, автономным округом, городом федерального значения. В основу образования Р. в с.

РФ положен национально-территориальный принцип. Наименование и статус Р. в с. РФ отражает факт образования их на исторических территориях, землях ряда крупных народов (этносов) России, вошедших или присоединившихся добровольно, либо присоединенных в процессе формирования и расширения границ Российского государства. Основой официального наименования Р. в с.

РФ (например, Карелия, Башкортостан, Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов (карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины, чуваши и др.), а применительно к Р. Дагестан и Алтай – исторические названия территорий, на которых проживают аварцы, лезгины, ногайцы и другие относительно крупные и малочисленные народы (например, горные алтайцы).

По размеру территории, численности населения, доли народов, чьи этнонимы стали основой наименования, экономическому потенциалу и т.д. Р. в с. РФ существенно отличаются друг от друга. Например, если территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная Осетия-Алания – 8 тыс. кв. км; население Башкортостана (4096,6 тыс.

человек) более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии (790 тыс.) и в 16 раз – население Ингушетии и Тывы. Доля коренной этнической группы варьирует в Р. в с.

РФ от 80,2% в Дагестане до 10% в Карелии, составляет 11,1% – в Хакасии, 21,9 – в Башкортостане, 48,5 – в Татарстане, 53 – в Северной Осетии-Алании, 67,8 – в Чувашии и т.д. Эти и иные существенные различия, однако, не влияют на их конституционно-правовой статус. Согласно ч. 1 и 5 ст. 66 Конституции РФ статус Р. в с.

РФ как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией Р.ВС. РФ и может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Р. в с. РФ, согласно ч. 2 ст.

5 Конституции РФ являются государствами, имеют свою конституцию и законодательство, свое республиканское гражданство, свою систему органов государственной власти, свою территорию, границы которой могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов (ст. 67 Конституции РФ), а также собственность. Они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ) и государственную символику (флаг, герб, гимн, столицу). Как государства Р. в с. РФ обладают и иными присущими им признаками: полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституцией РФ к ведению РФ или совместному ее ведению с субъектами. Р. в с. РФ в определенных законом пределах вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, быть членом или участвовать в деятельности международных организаций.

Статус Р. в с. РФ в их конституциях определяется значительно детальнее. При этом нередко абсолютизируются те или иные его элементы. Так, исходя из признания Р. в с. РФ государствами, некоторые из них провозглашают в конституциях свой суверенитет. Вместе с тем очевидно, что Р. в с. РФ как государства не являются суверенными в полном смысле этого слова, хотя и обладают многими признаками государственности и суверенными правами. Они не имеют права выхода из РФ. Отличия в статусе Р. в с. РФ, обусловленные признанием их Конституцией РФ государствами, не предопределяют их особой роли в федеративном устройстве страны.
Источник: Энциклопедия юриста, Изд.Змейка 2000 г.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЦИИ –

название субъекта федерации как республики применялось во многих государствах: Чешская и Словацкая республики в бывшей Чехословакии, в состав прежней Югославии входили шесть «социалистических республик» — Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина и др.

, 15 с о ветских союзных социалистических республик были в СССР, автономные советские социалистические республики находились в составе РСФСР, Грузинской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики и д р . В РФ состоит 21 республика, названия которых перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (ст.

5) республика равноправна с другими субъектами РФ (краями, областями и др.). Вместе с тем в отличие от других субъектов она определена в тексте Конституции РФ как государство, имеет свою конституцию (другие субъекты — уставы), может иметь свое гражданство (установлено законом о гражданстве РФ 1991), вправе устанавливать свой государственный язык.

Республики имеют свою государственную символику, включая государственный герб, флаг, гимн, столицу, которую они утверждают самостоятельно, учитывая самобытность и исторические традиции народов, населяющих республику.

При Президенте РФ или Правительстве РФ имеются постоянные представительства республик, главная задача которых состоит в координации взаимодействия республиканских правительств с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Республика имеет свою собственность (землю, другие природные ресурсы, промышленные, сельскохозяйственные объекты, памятники культуры и др.).

Республики обладают международной правосубъектностью, участвуют в международных отношениях и внешнеэкономической деятельности, подписывают договоры и соглашения с иностранными государствами, открывают зарубежные представительства, участвуют в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик в составе РФ ограничена: она не может противоречить конституции и законам РФ, Федеративному договору 1992. Координацию деятельности в этой сфере осуществляют федеральные органы государственной власти, прежде всего Министерство иностранных дел РФ. (В.Е. Чиркин)
Источник: Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. Юристь, 2001. 1272 с.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ –

один из шести видов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права, называет Р. в с.

РФ суверенными. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ, 21 республика. Юридически и фактически они обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ.

Так, только они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику.
Источник: А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

P.S. “Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику.

” “Коренное население—татары, крымчаки и караимы” (Из статьи “КРЫМСКАЯ АССР” в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 )

«Статья 1. Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР.»(ЗАКОН УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики») г. Киев,12 февраля 1991 г.

Читать по теме: Статья КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5

Определение Автономии в Украинской Советской Энциклопедии, 1977, т. 1
Статья “Автономная советская социалистическая республика”, Советский юридический словарь, 1953 год
“Автономная советская социалистическая республика”, Юридический энциклопедический словарь, 1984 год
Статья “Автономная республика”, 1950, Большая советская энциклопедия
Статья “Автономная советская социалистическая республика” Большая советская энциклопедия, 1926 г
АССР, БСЭ, Крымская АССР, национальная автономия, республика

  • Вчера, на круглом столе по 25-ой годовщине ” крымского референдума”, опять возник вопрос о статусе Крымской АССР. Часть экспертного…

  • Институт экономики Академии Наук СССР, “Развитие советской экономики”, 1940 г . Встретил еще один довоенный материал, касающийся…

  • “Туровский Р.Ф.. “Политическая регионалистика”, 2010 (выдержка) Национально-территориальная автономия в РСФСР Национальная политика…

  • Изучаю вопросы ассимиляции и вот нашел у умных людей материал (“Показатели для описания этно-демографических процессов”, Сороко Евгений…

  • Насильственное выселение народов в СССР было признано преступным и, соответственно, где-то принимались меры по восстановлению законности, ликвидируя…

  • Продолжаются рассуждения на тему восстановления национально-территориальной автономии крымскотатарского народа на его национальной территории, в…

  • Крымская автономная республика. Пестрота населения и целый ряд местных особенностей уже давно сделали Крым ареной столкновений различных…

  • АВТОНОМНА РАДЯНСЬКА СОЦІАЛІСТИЧНА РЕСПУБЛІКА (АРСР) — радянська соціалістична республіка, що входить до складу союзної радянської…

  • В общении, нередко приходится слышать замечания, что незачем обращаться к актам законодательства, принятым в Советском Союзе, по решению проблем…

Источник: https://ayder-bektash.livejournal.com/54119.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: