Оборот драгоценных камней в россии закон

Содержание
  1. Федеральный закон Российской Федерации О драгоценных металлах и камнях
  2. Специфика нарушений
  3. Законодательные нормы
  4. Виды правонарушений с драгоценными минералами
  5. Ответственность за преступление
  6. Тактика расследования
  7. Федеральный закон 41 «О драгоценных металлах»
  8. Описание Федерального закона 41
  9. Изменения в ФЗ «О драгметаллах»
  10. Перечень драгоценных камней по закону РФ
  11. Оборот драгоценных металлов в России
  12. Правила добычи
  13. Скачать ФЗ о драгоценных металлах
  14. Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?
  15. Особенности преступления
  16. С незаконной добычей драгметаллов нужно бороться комплексно
  17. Незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга
  18. статьи 191 УК РФ
  19. Исключения
  20. Специфика квалификации
  21. Хранение и хищение
  22. Квалифицирующие признаки
  23. Особенности расследования
  24. Какое наказание предусмотрено за незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга
  25. Общие понятия
  26. Статья и ответственность
  27. Уголовный кодекс
  28. Административная ответственность
  29. Заключение
  30. 41 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
  31. Общие положения 41 ФЗ
  32. Какие были внесены изменения?
  33. Что относится к драгоценным камням по закону?
  34. Оборот драгоценных металлов в РФ
  35. Правила добычи драгметаллов в России
  36. Скачать закон о драгоценных металлах

Федеральный закон Российской Федерации О драгоценных металлах и камнях

Оборот драгоценных камней в россии закон

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия.

Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже.

Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов.

Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром.

Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны.

Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ.

Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ.

Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Виды правонарушений с драгоценными минералами

Для того чтобы квалифицировать деяние с минералами, относящихся к благородным, как нарушение, подпадающее под статью 191 Уголовного кодекса, необходима совокупность следующих факторов:

  1. Наличие самого предмета, в отношении которого осуществляется оборот, то есть минерал должен находиться в естественной форме, характерной для природного ресурса.
  2. Нарушение регламента заключаемого договора, если не соблюдены один или несколько обязательных пунктов, необходимые для выполнения при осуществлении сделки.
  3. Отсутствие прав на продажу (передачу) камня или металла у одной из сторон сделки. Это значит, что у продавца отсутствует лицензия на осуществление оборота или право собственности на драгоценный минерал.
  4. Минерал, участвующий в договоре купли-продажи, был добыт незаконным путем.
  5. Противоправное действие совершено частным или должностным лицом, достигшим 16-летнего возраста. Человек может быть гражданином РФ, подданным другого государства, лицом без гражданства.

Виды нарушений, в свою очередь, зависят от стадии обращения минералов: осуществление противоправных сделок, незаконное хранение, транспортировка или пересылка элементов вне зоны действия правового поля.

Ответственность за преступление

Наказание за преступление, предусмотренное статьей 191 УК Российской Федерации, зависит от ущерба.

Если сумма составляет более полутора миллионов рублей, ущерб считается крупным. При денежном эквиваленте в 6 миллионов рублей – в особо крупных размерах.

В последнем случае подлежит применению часть 1 Закона Российской Федерации No 41. За совершение противоправного деяния могут назначаться принудительные работы или отбывание тюремного срока в 5 лет.

Дополнительно может быть выписан штраф в размере 500 тысяч рублей или равный сумме дохода за 3 года.

Если правонарушение совершено группой лиц, действие подпадает под действие части 2 статьи 191 Уголовного кодекса России. В этом случае назначаются принудительные работы в течение 5 лет или назначается тюремное заключение сроком не более 7 лет. Штрафные санкции составляют до 1 миллиона рублей или в размере совокупного доход за 5 лет.

Если сумма ущерба меньше крупного, предусмотрены штрафные санкции. Для частных лиц сумма взыскания составляет от 3 до 5 тысяч рублей. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 10—15 тысяч. Для юридического лица сумма взыскания составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Тактика расследования

Если появились данные о противоправных действиях с драгоценными минералами, первое, что должно быть установлено – действительно ли они подпадают под квалификацию статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Далее минералы изымаются и проводится их анализ с целью определения принадлежности к камням или металлам, относящимся к запрещенным для свободного оборота.

Если статус драгоценного элемента установлен, это означает, что для проведения сделки необходимы соответствующие документы.

К обладателю минерала предъявляется требование предоставить документацию, которая подтвердит законность проведения сделки.

Анализ законности самой сделки – последний шаг на пути к избавлению от уголовного преследования или, в случае несоблюдения хотя бы одного из пунктов закона, наступлению ответственности и применению меры наказания.

На сегодняшний день к подобным преступлениям относятся не только случаи незаконного сохранения или транспортировки драгоценных металлов, но и чеканка фальшивых монет, противоправное увеличение количества ценных бумаг.

Источник: https://ProDragmetally.ru/dragotsennye-metally/federalnyj-zakon.html

Федеральный закон 41 «О драгоценных металлах»

Оборот драгоценных камней в россии закон

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Металлы — это вещества, которые обладают следующими характеристиками:

  • Высокая прочность;
  • Пластичность;
  • Электропроводность;
  • Особенный блеск верхнего покрытия.

К видам драгоценных металлов относятся:

  • Серебро;
  • Золото;
  • Платина.

Сплавы и металлы, которые используются для создания ювелирных украшений, можно разделить по цвету на две большие группы:

  • Цветные: золото, недрагоценные сплавы (например: цинк, медь, свинец и т.д.).;
  • Белые: сплавы серебра и чистое серебро, платина, белое золото, а также белые недрагоценные камни.

В натуральном виде эти металлы могут быть использованы для создания декоративных покрытий. Золото используется для позолоты изделий, а серебро для посеребрения.

Для контроля оборота драгметаллов в Российской Федерации был создан закон №41.

Описание Федерального закона 41

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы для регулирования, которые возникают в области:

  • Геологического исследования месторождения драгоценных камней;
  • Их добычи;
  • Производства;
  • Изготовления ювелирных украшений;
  • Гражданского оборота.

Кроме того, законодательные положения:

  • Определяют область действия государственной монополии;
  • Перечисляют основные цели и аспекты предпринимательской деятельности в области оборота драгметаллов;
  • Определяют полномочия органов государственной власти Российской Федерации;
  • Определяют условия, которые способствуют активному функционированию рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий на территории Российской Федерации;
  • Определяют уровень заполненности драгметаллами Государственного фонда и измеряют размер золотого запаса РФ.

Закон был принят Государственной Думой 26 марта 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней того же года. Законодательные органы Российской Федерации могут самостоятельно принимать нормативные правовые документы по вопросам государственного регулирования в области добычи и переработки драгоценных металлов на территории Российской Федерации.

Действие ФЗ-41 не распространяется на граждан РФ, которые не занимаются предпринимательской деятельностью в области обработки и переработки драгметаллов или купли/продажи драгоценных ювелирных изделий.

Изменения в ФЗ «О драгметаллах»

Последний раз закон был отредактирован 18 июля 2021 года. Изменения были внесены в пункт 3 статьи 11. В новой редакции говорится о порядке выдачи разрешения на деятельность в области добычи металлов.

Теперь каждая компания по извлечению драгметаллов должна обладать специальной лицензией. Так же при получении специального разрешения банковские организации смогут продавать или покупать драгминералы.

Подобные лицензии предоставляются в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом.

Ознакомьтесь  ФЗ о доступе к информации о деятельности судов

Перечень драгоценных камней по закону РФ

В статьей 2 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» представлен список названий драгминералов.

В список драгоценных камней входят:

  • Изумруды;
  • Рубины;
  • Природные алмазы;
  • Александриты;
  • Сапфиры;
  • Природный жемчуг в обработанном и сыром виде;
  • Другие янтарные образования.

Янтарное образование в некоторых случаях приравнивается к дорогостоящим минералам, которые описываются в постановлении №8 Российской Федерации. На основании законодательных положений собирается экспертная комиссия, которая определяет, относится ли янтарное образование к драгоценным камням.

Оборот драгоценных металлов в России

Оборот продаж драгоценных металлов на территории Российской Федерации контролируется, описываемым ФЗ.

При незаконном обороте подобных товаров с последующим вывозом за рубеж экономика страны подвергается серьезным рискам.

Для минимизации рисков Правительство Российской Федерации требует от каждого предпринимателя специальное разрешение на осуществление деятельности в сфере добычи и купли/продажи металлов.

Незаконный оборот драгминералов — это высокодоходный бизнес, который является привлекательным для преступных субъектов. Однако в отношении такой деятельности предусматривается уголовное преследование.

Правила добычи

Настоящий Федеральный закон определяет условия по добыче драгоценных металлов из недр земли. Драгметаллы добываются компаниями, которые имеют специальное разрешение — лицензию.

Предприятия добывают минералы своими силами или привлекают другие организации на договорной основе.

Основное условие при заключении контракта с подобными компаниями — наличие лицензии на осуществление таких работ.

При определенных условиях применяется старательная добыча драгметаллов и минералов. Старательная добыча — это работа с временным местом пребывания сотрудников. Срок нахождения в командировке работников — от 4 месяцев.

Драгоценные металлы, которые были добыты соответствующими организациями, являются их собственностью. Однако в договоре могут быть прописаны другие условия, согласно которым драгметаллы передаются заказчику. При добыче минералов, занимающаяся добычей компания должна учитывать массу, объем и качество драгметаллов.

Скачать ФЗ о драгоценных металлах

Каждая организация, которая занимается добычей драгметалов, обладает лицензией на использование земельной территории, в недрах которой содержатся драгоценные камни и металлы. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон перечисляют правила владения драгметаллами после их добычи.

Организации по добыче драгметаллов получают земельные территории, в недрах которых содержатся минералы высокой стоимости. Каждой компании предоставляется территория на конкретный период. Положения о сроке и правилах использования земли обозначены в Федеральном законе №41 Российской Федерации.

Хотите проанализировать законодательные положения Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»? Скачайте закон по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://210fz.ru/fz-o-dragocennyx-metallax-i-dragocennyx-kamnyax/

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

Оборот драгоценных камней в россии закон
1.

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Особенности преступления

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко.

Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство.

Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие).

При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие.

Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны.

Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу.

Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

С незаконной добычей драгметаллов нужно бороться комплексно

Так, уже на протяжении нескольких лет губернатором и правительством Забайкальского края инициируется принятие соответствующего законопроекта о вольноприносительстве.

Эту же тему обсудили на расширенном совещании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации под председательством члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от законодательной власти Забайкальского края, заместителя председателя Комитета Степана ЖИРЯКОВА. Мы попросили сенатора рассказать об итогах проделанной работы.

— Степан Михайлович, Забайкальский край — один из регионов, в которых наиболее остро стоит вопрос о незаконной добыче драгметаллов. В каких районах золото добывается наиболее активно?

— Да, согласен с тем, что для нашего региона незаконная добыча драгоценных металлов остается существенной проблемой, которую необходимо решать в кратчайшие сроки.

Забайкальский край является старейшим горнорудным районом России. Здесь располагаются значительные запасы различных полезных ископаемых.

Поэтому социально-экономическое развитие края всегда было связано с развитием горнорудной отрасли.

В частности, добыча рассыпного рудного золота в Забайкалье осуществляется с начала XIX века, а запасы золота разведаны практически во всех районах края. Кризис 90-х годов дал старт криминализации данной сферы, впрочем, как и в других регионах страны.

И сегодня мы видим следующую ситуацию: незаконная добыча золота осуществляется в пяти районах края: Балейском, Кыринском, Шелопугинском, Красночикойском, Тунгокоченском.

Наиболее масштабно золото добывается в поселке Вершино-Дарасунский и в городе Балей, где незаконная золотодобыча ведётся в карьере одноимённого месторождения, которое находится в нераспределённом фонде недр, на техногенке бывшего комбината «Балейзолото», кипит работа «чёрных старателей» и в окрестностях города на россыпях.

Дарасунское месторождение рудного золота расположено в границах посёлка, лицензия на него у «Дарасунского рудника» объединения «Южуралзолото», но сейчас оформляется сделка по его продаже.

Основной причиной продажи рудника в «Южуралзолото» называют как раз невозможность победить криминальную добычу золота. Работают «чёрные старатели» и на недействующей шахте «Теремки», и на техногенке рудника.

Рядом с посёлком, в долинах речек Жарча и Дарасун, также есть золотые россыпи, на которых промышляют нелегальные золотодобытчики.

— Какой процент населения поселка задействован в сфере незаконной добычи золота?

— По неофициальным данным незаконным золотым промыслом занимается почти половина работоспособного население поселка, а это около тысячи человек.

Нелегальные старатели, образуя бригады или в одиночку, проникают в подземные выработки шахт рудника, обустраиваются там для проживания и работы, отбивают из жил золотосодержащую руду и затем, практически в домашних условиях, извлекают золото.

Они оснащены всем необходимым для своей деятельности, все это завозится в поселок или изготавливается на месте.

— Кто занимается скупкой золота у «черных старателей»?

— Основными скупщиками золота на территории Забайкальского края являются не только выходцы из стран СНГ и наших кавказских республик, но и зарубежные соседи. Судя по всему, все незаконные цепочки вывоза золота ориентированы на Китай. На мой взгляд, здесь также можно провести историческую параллель — ведь ещё в начале прошлого века в нашем регионе активно действовали китайцы-золотоноши.

— Какой объем незаконной добычи драгметаллов в целом по России?

— По оценке Союза золотопромышленников, незаконная добыча золота в России составляет ежегодно не менее 15-20 тонн, а это около 10% от легальной добычи. По данным Минфина в 2021 году добыто 288 тонн.

Такие объёмы нелегальной деятельности приносят немалую прибыль криминалу, но ежегодно государству причиняется многомиллиардный вред, воруют все, чем богаты наши недра, а бюджеты всех уровней лишены налоговых поступлений.

Источник: https://zolotoe-runo-sl.ru/dobycha/nezakonnoe-hranenie-zolota.html

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга

Оборот драгоценных камней в россии закон

В случае, когда происходит продажа драгоценных минералов в пределах страны либо за ее пределами, которая не контролируется — это подрывает стабильность рынка, приводит к тому, что металлы обесцениваются, происходит колебание курса валют.

Чтобы подобной ситуации не произошло, добыча и реализация природных материалов находится в ведении органов государства. Для ведения такой деятельности понадобится получить специальное разрешение либо лицензию.

Предусматривается статья УК РФ за незаконный оборот драгоценных металлов.

статьи 191 УК РФ

В настоящее время в уголовном законе предусматривается ответственность за совершение сделок с драгоценными камнями и жемчугом, нарушающих действующие положения законодательства РФ. Также к этим действиям приравнивается хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов, камней. Речь идет об их проявлении в любом виде и состоянии.

В части первой говорится о деянии, которое совершено в крупном размере, во второй — если преступление совершено организованной группой и/или группой лиц по предварительному сговору.

Деяние, совершенное в крупном размере, предусматривает следующие виды наказаний:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на этот же срок;
  • штраф в размере до 500 тысяч рублей либо размер определен как доход виновного за период до 3 лет.

Часть вторая предусматривает наказание в виде:

  • принудительных работ на срок до 5 лет;
  • лишения свободы на срок до 7 лет;
  • дополнительно — штраф в размере до 1 миллиона рублей либо сумма равна доходу виновного за период до 5 лет.

Дополнительное наказание устанавливается по усмотрению суда по итогам рассмотрения дела и с учетом всех особенностей совершенного деяния.

Исключения составляют бытовые и ювелирные изделия, а также их лом.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 191 Уголовного кодекса РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»

Исключения

Некоторые состояния драгоценных металлов не будут рассматриваться в качестве предмета статьи 191 УК РФ. К ним относятся:

  1. Ювелирные изделия. Под ними понимаются предметы и разного рода украшения, которые изготавливаются при использовании художественной обработки в ее различных проявлениях. Обрабатываются драгоценные металлы, сочетаясь с полудрагоценными, драгоценными или поддельными камнями и прочими природными материалами. Либо могут быть исполнены полностью из драгоценного металла;
  2. Бытовые изделия, изготовленные из драгоценных металлов. Это значит, что такой предмет не относится к разновидности личных украшений, используются предметы в быту. Это может быть посуда, оружие, предметы культа и прочее;
  3. Предметы искусства, старины или антиквариат, при изготовлении которых использовались драгоценные металлы или камни;
  4. Лом ювелирных и прочих изделий бытового назначения. Это могут быть негодные к применению, поломанные украшения и предметы, которые можно переработать в другие изделия;
  5. Сусальное золото. Это тонкие золотые пленки, которые используются в декоративных целях;
  6. Диски для протезов зубов;
  7. Государственные награды, исполненные с применением драгоценных камней и металлов;
  8. Монеты коллекционные.

Важно! Во всех указанных случаях не учитывается, каким образом изготовлены предметы и украшения, это может быть и кустарный способ. Кроме того, не важно, проставлено клеймо или нет. П. 3, 5, 7, 8 являются исключением лишь при разовых сделках.

Специфика квалификации

Специфика квалификации данного вида деяния состоит в том, допустима ли та или иная операция. Определяется она посредством состояния, в котором находятся драгоценные металлы и камни.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с ограненным алмазом, который имеет товарную форму. Его можно передавать, перевозить и совершать прочие различные операции только при наличии документа, который подтверждает приобретение камня. С помощью документа можно доказать, что камень не присвоен незаконно.

Если же говорить о самородном собрате этого камня, который не имеет отшлифованных граней, то выполнение любых действий с ним субъектом, который не имеет на то лицензии, рассматривается как преступление.

Подобная ситуация происходит и при проведении операций с камнями, которые не обработаны. Даже промыслы, имеющие официальное разрешение на операции с этими камнями и металлами, не могут реализовать, если металлы требуются для пополнения золотого запаса бюджета.

Если во владении частного лица находится даже небольшое количество золотого песка или самородков, то это чревато для него уголовной ответственностью. Связано с тем, что отдельный человек не может выступать субъектом, который допущен к обращению камней и металлов, относящихся к драгоценным.

Хранение и хищение

Согласно Инструкции № 68, драгоценные камни и металлы хранятся в помещениях, которые отвечают требованиям, прописанным в законодательстве относительно технической укрепленности и оборудования средствами пожарной и охранной сигнализации.

Важно! Помещения и шкафы, где хранятся указанные предметы, должны пломбироваться, опечатываться, закрываться и сдаваться охране. Вскрыть их смогут только ответственные лица либо комиссия, при наличии разрешения, полученного у руководства.

Учитывая специфику, которой обладает рассматриваемый состав преступного деяния, рассмотреть нужно вид хищений, которые связываются с выполнением профессиональных обязанностей. К ним относятся мошенничество, кража, растрата или присвоение.

Изначально выделяют признаки, которые присущи всем разновидностям хищений, к ним относится, в том числе то, что объектом выступает собственность.

Имуществу присущи такие признаки:

  • имеет определенную стоимость, то есть если изъяты вещи, не имеющие ценности материальной — состав преступления не образуется;
  • собственность должна принадлежать другому человеку, это значит, что виновный выступает материально ответственным лицом;
  • стоимость превышает один установленный МРОТ.

Объективная сторона выражается в изъятии и (или) обращении чужого имущества виновным в свою пользу. Когда виновный изъял вещь, но не получил возможности ею распорядиться, рассматривается как хищение.

Деяние окончено с момента изъятия и получения возможности по своему усмотрению распорядиться имуществом.

Если рассматривать хищение драгоценных металлов с производства, то оно считается оконченным с того момента, когда металл покинул территорию производства и был вынесен через проходную.

Если работник задержан на проходной, то оценка содеянному дается как покушение на хищение. Если похищенный металл непродолжительное время хранился у виновного, то это дает основание для квалификации по совокупности преступлений со статьей 191 УК РФ.

Субъективная сторона представлена прямым умыслом.

Квалифицирующие признаки

В качестве квалифицирующих признаков данного деяния рассматривается крупный размер, предусмотренный в части 1 статьи 191 УК РФ. Сумма его определена в примечании к статье 170.2 УК и равна 2 миллионам 250 тысячам рублей.

В части второй фигурируют такие квалифицирующие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Организованная группа:

  • носит устойчивый характер;
  • ее члены объединились для совершения одного или нескольких преступных деяний;
  • у каждого участника имеется своя роль и обязанности.

Группа лиц по предварительному сговору:

  • несколько лиц (не менее двух) договорились о совершении преступления;
  • при этом договоренность могла быть достигнута перед началом совершения преступления.

Особенности расследования

В качестве приоритетного направления процесса расследования преступного деяния относительно драгоценных металлов и камней выступает их наличие, которое дает основание для квалификации деяния по рассматриваемой статье.

Если возникает ситуация, когда отсутствуют материалы, выступающие в качестве предмета статьи 191 УК РФ — проведение дальнейшего расследования становится невозможным.

После того, как драгоценности изъяты, проводится анализ, направленный на установление возможности отнесения материалов к группе запрещенных к обращению.

Если после оценки материалов установлено, что требуется получение соответствующего разрешения на проведение сделок с металлами и камнями, то к обладателю предъявляются требования по предоставлению документации, подтверждающей законность проводимой сделки.

Последним этапом считается анализ проводимой сделки относительно законности. Если он пройден успешно, то уголовная ответственность не применяется. Если же требования законодательства по обращению камней и металлов не соблюдаются — наступает ответственность.

Источник: https://PravoNarushenie.com/finansovye/ekonomika/nezakonnyj-oborot-dragotsennyh-metallov-prirodnyh-dragotsennyh-kamnej-i-otvetstvennost-po-uk-rf

Какое наказание предусмотрено за незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга

Оборот драгоценных камней в россии закон

Любые злодеяния, направленные на незаконный сбыт, экспорт или импорт, независимо от товарной принадлежности объектов преступного интереса, опасны тем, что создают условия, которые могут повлиять на стабильность внутреннего рынка и благополучие страны в целом. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен вопрос о том, какая предусмотрена ответственность за незаконный сбыт/оборот драгоценных материалов, о том, в чём заключаются особенности этого деяния и какое за него полагается наказание.

Наказание за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Общие понятия

Начать стоит с того, что в силу своей рыночной стоимости драгоценные материалы (камни, металлы и т. п.) представляют огромный интерес для преступного мира, так как даже незначительный объём подобных материалов может существенно обогатить злоумышленников.

В связи с этим на территории Российской Федерации действует целый ряд правил и условий по добыче и вводу в оборот вышеназванных предметов. Понятия, которые будут приведены ниже, носят достаточно обобщённый характер, поэтому следует разобрать подробнее, в чём заключаются особенности материалов по рассматриваемой теме.

 Для этого необходимо обратиться к положениям ФЗ № 41 от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и камнях», которые указывают что:

  • драгоценные металлы – это золото, серебро и металлы платиновой группы, находящиеся в любом состоянии (самородное, аффинированное (очищенное), сырьевое);
  • драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Ключевой момент в определении заключается в том, что происхождения камня должно быть только природного характера, и что искусственно созданные материалы, даже имеющие соответствующие характерные черты природных камней, к разряду драгоценных не относятся.

Соответственно, право на добычу и реализацию драгметаллов и камней предоставляется на определённых условиях, с помощью выдачи специальной лицензии и включения в реестр.

Свод правил и условий насчитывает множество пунктов, которые разобрать в контексте отдельно взятой статьи достаточно сложно и нецелесообразно.

Статья и ответственность

Рассматриваемое деяние может квалифицироваться в соответствии с Уголовным и Административным кодексами.

Уголовный кодекс

В рамках Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность устанавливается с учётом положений статьи 191 («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»), которая с учётом последних редакций выглядит следующим образом:

  1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершённые в крупном размере, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.
  2. Те же деяния, совершённые организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового.

Как видно из положений части 1, по сути, любые действия, нарушающие установленные требования и правила, попадают под диспозицию статьи 191 УК РФ. Крупным размером, в соответствии со ссылкой законодателя, признаётся сумма в размере 2250000 рублей.

Например: Гражданин «А» занимался скупкой старой и не работающей бытовой техники, в особенности интерес он проявлял к телевизионным и компьютерным платам.

Как оказалось, данный интерес был обусловлен тем, что практически каждая плата содержит в себе некоторое количество драгоценных металлов — серебра и золота, которые при использовании определённых химических соединений могут быть отделены от остального сырья и получены практически в чистом виде.

Гражданин «А», понимая незаконность своих действий, переплавил все полученные вещества в небольшие слитки и продавал их в ювелирные мастерские, которые впоследствии перепродавали их своим клиентам.

Данные действия следует квалифицировать по части 1 статьи 191 УК РФ, если совершались они в крупном размере, в ином случае в действие вступает Административный кодекс. Итак, принимая во внимание всё вышеописанное, можно привести два показательных примера:

Пример 1. Гражданка «Б» в наследство от своей бабушки получила шкатулку с 10 огранёнными алмазами. Находясь в довольно трудном финансовом положении, «Б» решилась на продажу части камней, что должно было с лихвой покрыть все материальные проблемы в её жизни. Следуя рекомендации и оценке геммолога, гражданка «Б» продала камни на ювелирный завод и получила за это солидное вознаграждение.

Подобная ситуация не образует состава преступления, так как драгоценные камни уже прошли процедуру огранки и приняли товарный вид, что позволяет отнести их к ювелирному виду, а, как указано в части 1 статьи 191 УК РФ, такое состояние исключает наступление уголовной ответственности.

Пример 2. Гражданин «В», находясь в Сибири, недалеко от рудников по добыче драгоценных металлов, в командировке, отправился на рыбалку вместе со своими коллегами «Г» и «Д». В 30 км. от рудников трое рыбаков разбили лагерь.

Гражданин «В», намереваясь сделать себе лежанку под деревом, используя лопату, вырыл углубление, но случайно обнаружил небольшой свёрток, в котором находилось несколько десятков необработанных золотых слитков. Понимая, насколько высока ценность находки, гражданин «В» скрыл это от своих коллег. Вернувшись из командировки, «В» сразу же обратился в ближайший ломбард с целью перепродажи слитков.

Оценщик, ранее уже привлекаемый к уголовной ответственности, обратился в полицию с заявлением на гражданина «В». Действия «В» были квалифицированы по части 1 статьи 191 УК РФ.

Административная ответственность

Рассматриваемая тема в рамках КоАП РФ связана со статьёй 19.14, положения которой выглядят следующим образом:

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учёта и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъект преступления и правонарушения общий, это может быть как и физическое лицо, например, как в вышеописанных примерах, так и юридические лица. За совершение подобного правонарушения виновное лицо может быть подвергнуто административному штрафу в зависимости от наличия организационно-правовой формы, минимально – на 3000 рублей, максимально – до 50000 рублей.

Заключение

В заключение следует отметить, что вопрос о любой форме сбыта/реализации драгоценных камней и металлов достаточно сложен, и наличествует множество нюансов, которые обязательно необходимо учитывать, дабы не оказаться на скамье подсудимых, так как государственный контроль над данной сферой является одним из самых строжайших из существующих. Объясняется это, прежде всего, тем, что рассматриваемая сфера имеет прямое отношение к государственной казне России, а в особенности к её золотому запасу, поэтому любая подобная незаконная деятельность влечёт самые серьёзные последствия.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-dragotsennyh-metallov-kamnej.html

41 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Оборот драгоценных камней в россии закон
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добыча природных ресурсов является прибыльным делом, которое регулируется Правительством РФ. Для регулирования возникающих вопросов и отношений, ГосДумой был принят ФЗ 45. В его положениях раскрываются общие понятия драгоценных металлов и камней, а также правила их добычи и распоряжения.

Общие положения 41 ФЗ

Федеральный закон №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был принят ГосДумой РФ 4 марта 1998 года, а одобрен законодательный проект был спустя 8 дней. Последние поправки в ФЗ 41 вносились 18 июля 2021 года.

Положения ФЗ 41 регулируют отношения, возникающие:

  • в процессе геологических разведок;
  • при поисков драгоценных камней и металлов, а также при:
    • их добыче;
    • производстве;
    • обращении;
    • использовании.

На основании закона устанавливаются:

  1. Сфера действия государственной монополии.
  2. Цели регулирования деятельности физических и юридических лиц.
  3. Условия, по которым осуществляется деятельность, связанная с драгоценными металлами и камнями на территории РФ.
  4. Виды и формы госконтроля за:
    • производством;
    • использованием;
    • и др. виды контроля за драгоценными металлами и камнями.
  5. Статус запаса золота и других драгоценностей на территории России.

Федеральный закон №41 состоит из 9 глав и 32 статей. Краткое содержание:

  1. Глава 1 — раскрывает общие понятия, используемые в тексте закона и субъектов добычи и производства драгоценных металлов.
  2. Гл 2 — перечисляет наличие государственных фондов и количество запасов драгоценных металлов и камней на территории РФ.
  3. Глава 3 — включает в себя 6 статей и описывает порядок регулирования отношений в области геологической деятельности на гос уровне.
  4. Гл 4 — объясняет понятие государственной разрешительной системы. В главу входят 5 ст, 2 из которых утратили силу.
  5. Глава 5 — содержит 4 статьи, в которых описываются сферы применения добытых драгоценных металлов и камней.
  6. Гл 6 — раскрывает порядок осуществления международной и внешнеэкономической деятельности в области добычи и использования драгоценных металлов и камней.
  7. Глава 7 — включает в себя 3 статьи. Описывает меры осуществления гос контроля за:
    • производством;
    • использованием;
    • обращением драгоценных металлов и камней.
  8. Гл 8 — раскрывает перечень лиц, несущих ответственность за соблюдение положений ФЗ 41.
  9. Глава 9 — описывает порядок вступления в силу законодательного проекта.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был отредактирован 18 июля 2021 года. Поправки были внесены в статью 11. Изменен был подпункт 3. В него добавились слова и иными кредитными организациями.

Помимо изменившейся статьи, в ФЗ 41 есть статьи, которые необходимо рассмотреть при детальном изучении законодательного проекта:

Статья 6

В положениях ст 6 перечислены способы пополнения государственного фонда драгметаллов и камней:

  • путем приобретения их у субъектов специализированного рынка из средств федерального бюджета;
  • покупка уникальных видов у частных организаций;
  • приобретение у юридических и физических лиц ценностей, имеющих историческое и культурное наследие;
  • ломы и отходы;
  • находка кладов и другие.

Драгметаллы и камни могут быть получены в принудительном порядке, установленном законом.

Ст 10 ФЗ 41

В пункте 2 статьи 10 описываются способы регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления геологической деятельности:

  • проверка наличия лицензии на осуществляемую активность;
  • установка требований к организациям, которые занимаются добычей драгоценных металлов и камней;
  • оглашение правил по обработке, транспортировке и перевозке ценных природных ресурсов;
  • контроль над субъектами и их деятельностью.

Также к обязанностям уполномоченных органов относится установление порядка сортировки и оценки природных ресурсов.

Что относится к драгоценным камням по закону?

Согласно положениям ФЗ 41, к понятию драгоценные камни относят:

  • природные алмазы;
  • изумруды;
  • рубины;
  • александриты;
  • сапфиры;
  • природный жемчуг, обработанный и натуральный;
  • янтарные образования, относящиеся к уникальному виду.

Важно! Материалы искусственного происхождения не относятся к драгоценным камням.

Природные ценные камни добываются и обрабатываются следующими способами:

  1. Извлечение их из:
    • коренных;
    • россыпных;
    • техногенных месторождений.
  2. Сортировка и распределение их по группам.

Оборот драгоценных металлов в РФ

В России существует федеральный фонд резервных месторождений драгметаллов и камней. Он был создан для регулирования объема ценных металлов и камней на территории РФ. Данный фонд регулируется правительством.

Государственный фонд драгметаллов и камней — это комплексность добытых ценных металлов и камней, а также изделий из них. Фонд составляет часть золотовалютных резервов РФ.

Фонд был создан для:

  • удовлетворения производственных и научных потребностей России;
  • обеспечения финансовых и социальных нужд.

Все добытые материалы являются федеральной собственностью страны. Президент принимает решение о пополнении и расходовании фонда.

Правила добычи драгметаллов в России

Согласно положения ФЗ 41, перед осуществлением геологической деятельности уполномоченные лица должны изучить правила добычи драгметаллов, к которым относят следующие:

  1. Любая деятельность, связанная с добычей, обработкой и изучением драгоценных металлов осуществляется на основании лицензии.
  2. Заниматься геологической деятельностью вправе только лицензированные организации.
  3. Строительная добыча осуществляется для всех видов драгметаллов, кроме алмазов. Данный вид деятельности не требует государственных вложений и поощряется государством.
  4. Организации, занимающиеся аффинажем драгметаллов могут осуществлять свою работу на основании перечня правил, установленных правительством РФ.
  5. Добыча ценных металлов разрешена с момента получения лицензии и прекращается в момент ее окончания.

Скачать закон о драгоценных металлах

Федеральный закон №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был принят для регулирования отношений между организациями, занимающимися добычей и обработкой природных ресурсов. Все полученные материалы являются собственностью РФ. Чтобы детальнее ознакомиться с последней редакцией закона, скачайте его по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/fz-o-dragocennyx-metallax-i-dragocennyx-kamnyax/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: