- Суот в организации – как создать и обеспечить её функционирование
- Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации
- Как будут наказывать за СУОТ в организации
- Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии
- Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда
- Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
- Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
- Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
- Управление документами СУОТ
- Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
- Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Суот в организации – как создать и обеспечить её функционирование
Приветствую, друзья! Вышел интересный документ из Роструда, который предлагаю рассмотреть и обсудить в этой заметке. Речь идёт о Методических рекомендациях по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации.
Данные рекомендации предназначаются не для простых смертных спецов и работодателей, а для государственных инспекторов труда при проведении ими расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
Поскольку это не секретный документ, мы его тоже возьмём в работу — разработаем на основе рекомендаций не простое, а золотое положение о СУОТ в организации.
Это Блок-схема проверки СУОТ в организации. Запомните её.
Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2021 г. № 77 и адресуются ГИТ.
В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить:
- обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
- изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
- использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано:
- при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
- при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации
Документ состоит из следующих разделов и приложений:
I. Общие положения.
II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда:
Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.
III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.
IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.
V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Приложение — Блок-схема.
Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно:
а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);
б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);
в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).
В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части:
1-я часть — проверка документов СУОТ;
2-я часть — проверка рабочих мест.
При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.
Как будут наказывать за СУОТ в организации
Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:
16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.
16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).
16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.
17. Привлечение к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:
Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.
На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:
- при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
- при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:
- Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
- Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.
При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.
Источник: https://xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D1%81%D1%83%D0%BE%D1%82-%D0%B2-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.html
Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии
Приказы, Федеральные Законы и другие нормативно-правовые документы являются основой в любой отрасли. Они регулируют взаимоотношения, диктуют нормы и правила и наконец, по ним можно многому научиться. Главное—уметь понимать их и выделять основные тезисы, а еще следить за постоянным обновлением!
В данной статье рассмотрим Приказ Минтруда № 438н от 19.10.2021 г. «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда», а также разберем по каким методикам инспекторы проводят проверки в области системы управления охраной труда.
Типовое положение, утвержденное Приказом 438н разработано в помощь работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ).
Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда
Согласно II Разделу Приказа, прежде, всего работодателю необходимо составить Политику в сфере охраны труда, где он заявляет о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Работодателю необходимо провести предварительный анализ состояния охраны труда и обсудить совместно с работниками.
Следующий шаг—правильное распределение обязанностей. Организация работ по охране труда возлагается на руководителей структурных единиц предприятия, службу или специалиста по охране труда. А уровни управления зависят от специфики организации и численности работников. Примерный перечень устанавливаемых обязанностей в сфере охраны труда согласно пунктам 22-25 Положения приведен в виде схемы:
Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
Чтобы достигнуть цели, обозначенные в Политике работодателя в сфере охраны труда нужно определиться с мероприятиями (в Требованиях—процедуры). Например, профессиональная компетентность работников в сфере охраны труда, ее проверка, обучение.
Для этого работодателю необходимо определить требуемый уровень знаний в области охраны труда (для каждой должности!), установить порядок проведения проверки знаний и состав комиссии, перечень вопросов и порядок проведения инструктажей, назначить ответственное лицо за их проведение.
Исчерпывающий перечень процедур приведен в схеме ниже:
Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
С процедурами разобрались. Теперь нужно правильно их организовать, то есть составить План мероприятий по реализации процедур. В нем нужно отразить результаты по выявлению опасностей и анализу условий труда, перечень мероприятий, которые будут проводится при реализации процедур, ожидаемый результат и сроки реализации, указать ответственных лиц и источник финансирования.
Итак, с организацией мероприятий Вы справились. Далее необходимо следить, как процедуры воплощаются в жизнь.
Причем, мониторинг должен проводиться по всем направлениям: начиная с оценки соответствия условий труда требованиям и заканчивая учетом аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
А чтобы отслеживать прогресс и совершенствовать систему управления было быстрее и удобнее можно ввести ступенчатые формы контроля.
Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
Понятно, что полностью обезопасить работников невозможно, будут и несчастные случаи, и аварии, и профзаболевания. Необходимо провести выявление потенциально возможных аварий, несчастных случаев и подготовить работников для исполнения мер по их ликвидации и предупреждению, определить порядок действий при их возникновении.
Составить порядок расследования несчастных случаев на предприятии, аварий и профзаболеваний. Обеспечить работников внутриобъектовыми средствами связи, гарантировать возможность немедленно остановить работу и безопасно покинуть место работ в случае аварии.
Важно информировать компетентные органы и службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий, поддерживать связь.
Управление документами СУОТ
Работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ. Ответственных за разработку и утверждение документов СУОТ определяет работодатель.
В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.
Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
Другая важная сторона организации управления охраной труда на предприятии это проверки со стороны Государственной инспекции труда.
Согласно Методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, отраженном в Приказе Роструда от 21.03.
2021 N 77 проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, то есть согласно Блок-схемы приведенной ниже. Последовательно проверяются Блоки А, Б и В.
Проведение внеплановой проверки у работодателя разделяют на 2 части:
1-я часть — проверка документов СУОТ;
2-я часть — проверка рабочих мест.
В рамках проверки документов СУОТ изучают запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В основном, запрашиваются следующие документы:
Для Блока А:
- Приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
- Положение о системе управления охраной труда.
- Документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
- Политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
- Положение о ступенчатом контроле;
- Журналы состояния условий труда первой — второй ступени контроля;
- Акты по результатам проведения контрольных мероприятий (в том числе внутренних аудитов);
- Планы и программы проведения контрольных мероприятий (включая внутренние аудиты).
- План мероприятий по улучшению функционирования СУОТ.
- Документ, которым утвержден порядок выявления потенциально возможных аварий;
- Документ, которым утвержден порядок действий в случае их возникновения;
- Документ, которым утвержден порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;
- Документ, которым утвержден порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных;
- Документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи;
- Планы проведения учений, тренировок и тому подобное по реагированию на аварии и чрезвычайные происшествия.
Для Блока Б:
- Отчет о проведении специальной оценки условий труда;
- Документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;
- Документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).
- Перечень (реестр) опасностей;
- Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
- Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
- Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
Для Блока В:
- Программа вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте утвержденные работодателем;
- Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа;
- Журнал проведения вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте
- Программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях и инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях
- Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
- График проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
- Приказы об организации проведения стажировки на рабочем месте;
- Приказ о создании комиссии работодателя по проверке знаний требовании охраны труда (при наличии), протоколы результатов проверки знаний.
- Удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда со сроком выдачи не более трех лет, содержащие актуальную информацию о наименовании организации-работодателя и занимаемой должности владельца удостоверения;
В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.
Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Если вдруг инспектор выявил нарушение на предприятии он имеет право применить следующие виды реагирования:
—Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается работодателю или его уполномоченному представителю под расписку вместе с актом проверки. В предписании указывается срок, до которого его нужно исполнить.
—Привлечение к административной ответственности.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, Очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя, а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильная организация системы управления охраной труда требует большого вложения времени, сил и средств организации, но в конечном итоге безопасность работников и хорошая репутация компании того стоит.
Контроль со стороны руководителя, вовлеченность в процесс создания СУОТ квалифицированных специалистов и следование Рекомендациям поможет организации не оказаться в «Списке недобросовестных работодателей» на сайте Инспекции по труду и повысить производительность и экономические показатели предприятия.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d47e35f520a9b00ae8d871a/prikaz--438n-kak-postroit-sistemu-upravleniia-ohranoi-truda-na-predpriiatii-5dea32757cccba00adf2cf49