Ограничение конкренции письмо на площадку

Содержание
  1. Требования, ограничивающие количество участников закупок
  2. Требования, которые нельзя измерить
  3. Чрезмерная детализация и избыточность
  4. Документы от производителя в составе заявки, подтверждающие возможность участника распространять товар
  5. Отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков
  6. Установление перечня банков, приемлемых для обеспечения заявок и надлежащего исполнения обязательств по договору
  7. Согласование привлечения субпоставщиков и субисполнителей
  8. Запрет на привлечение субподрядчиков из числа МСП
  9. Пороговые требования для участника
  10. Наличие у участника закупки лицензии МЧС
  11. Требование «аналогичные договоры»
  12. Отсутствие зависимости между предложением участника и присваиваемыми баллами по критерию «квалификация участника»
  13. Необоснованный критерий оценки о наличии определенного опыта работы у участника
  14. Проектной документации нет в ЕИС (часто встречается при закупке строительных работ)
  15. Документы о запросе предложений не соответствуют № 223-ФЗ
  16. Допущение предложений участников в обход правил
  17. Данные на сайте ООС и на ЭТП отличаются
  18. Неправомерные требования к коллективному участнику закупки
  19. Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков
  20. Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей
  21. Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля
  22. Как обратиться в прокуратуру
  23. Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, административная и уголовная ответственность
  24. Правовые нормы
  25. Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения
  26. Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
  27. Ответственность за ограничение
  28. Как и куда можно пожаловаться
  29. Нарушение принципов конкуренции в закупках
  30. Признаки ограничения
  31. Принципы обеспечения
  32. Ответственность
  33. Жалоба
  34. Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика
  35. Правовое регулирование
  36. Признаки ограничения конкуренции
  37. Ответственность за ограничение: уголовная и административная
  38. Способы недобросовестного ограничения конкуренции в госзакупках
  39. Заполнение информации о закупке
  40. Требования к товару или поставщику (подрядчику)
  41. Манипулирование информацией

Требования, ограничивающие количество участников закупок

Ограничение конкренции письмо на площадку

Масштабные объемы госзакупок по 223-ФЗ становятся причиной различных уловок и махинаций со стороны заказчиков. Они могут не вовремя размещать план закупок на сайте zakupki.

gov, ограничивать конкуренцию в конкурсных документах, устанавливать нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара. Наиболее полный список мошеннических схем в закупках по 223‑ФЗ мы анализировали в предыдущей статье.

Теперь остановимся на требованиях, которые могут ограничивать количество участников закупок. Как правило, они зависят от требований ФАС и вида закупки.

Требования, которые нельзя измерить

223-ФЗ запрещает устанавливать неизмеряемые требования (п. 4 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ). Закон требует, чтобы они устанавливались четко и не вели к ограничению круга потенциальных поставщиков.

В качестве примера можно рассмотреть закупку № 31503176512, где заказчик установил следующие требования к продукции:

  • наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров или выполнение работ, подлежащих лицензированию;
  • наличие необходимых сертификатов на продукцию;
  • наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых ресурсов, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции;
  • финансовое состояние участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору (расчет выполняется по методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО «Сбербанк»).

Решение ФАС от 03.02.2016 №223-ФЗ-23/16 на основе рассмотрения жалобы на эту закупку свидетельствует о ряде недостатков в формулировке требований: 

  • документация не позволяет установить, на какие товары, работы и услуги нужны свидетельства и лицензии;
  • документация не проясняет, какие сертификаты на продукцию нужно представить в составе заявки на участие в конкурсе;
  • непонятно, что подразумевает заказчик под профессиональной компетентностью;
  • непонятно, какие финансовые и трудовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности необходимы для исполнения договора.

Заказчика заставили внести изменения в документацию и сделать требования измеряемыми.

Чрезмерная детализация и избыточность

Например, при закупке № 31503187329 на оказание услуг по комплексной уборке помещений заказчик установил следующие требования: среди поставляемых материалов должны быть мешки из ПНД/ПНВ толщиной 50-60 мкм размером 500-70*600-1100 мм черного, синего, зеленого или красного цвета (при этом предмет контракта — уборка помещений, а не закупка мешков).

Согласно Решению московского отделения УФАС (01.02.

2016 по делу № 1-00-162/77-16), данное требование избыточно, потому что не влияет на качество выполняемых работ (предмет конкурса), ограничивает круг участников (многие допустят ошибки при заполнении формы) и ограничивает конкуренцию при проведении конкурса. Следовательно, отклонять заявки на основании такого несоответствия неправомерно. Заказчика заставили изменить ТЗ.

Документы от производителя в составе заявки, подтверждающие возможность участника распространять товар

Еще один пример требований, которые ограничивают участников закупки: если участник не производит товар, который хочет поставить, то в составе заявки должны быть документы от производителя, подтверждающие возможность участника распространять товар.

Об этом нарушении свидетельствует Решение ФАС от 14.01.2016 №223-ФЗ-8/16 по закупке № 31503101859 — установленное в документации требование излишне и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

На основании такого требования в документации заказчика можно подавать жалобу в ФАС.

Отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков

Требование о том, чтобы об участнике закупки не было сведений в реестре недобросовестных поставщиков, тоже неправомерно. Достаточно обратить внимание на Решение ФАС от 21.01.2016 №223-ФЗ-15/16 по закупке № 31503170267. ФАС посчитала, что требование не основано на положениях 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников конкурса, нарушая ч. 7 ст. 3 № 223-ФЗ.

Установление перечня банков, приемлемых для обеспечения заявок и надлежащего исполнения обязательств по договору

Часто заказчики прописывают пул банков, от которых они готовы принимать платежи. Согласно Решению ФАС от 29.01.

16 № 223-ФЗ-30/16 по закупке № 31503022681, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств. Это противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2.

Банковская гарантия от любого другого банка ничем не хуже и не влияет на работу. Заказчика обязали внести изменения в документацию.

Согласование привлечения субпоставщиков и субисполнителей

Такое требование, как обязательное предварительное согласование с заказчиком привлечения субпоставщиков, не допускает коллективного участия, потому что заказчик его в итоге не согласует. На самом деле коллективное участие уже разрешено 223-ФЗ и Гражданским кодексом.

Это подтверждает и Решение ФАС от 30.12.2015 № 223-ФЗ-454/15 по закупке № 31502831355: требование ограничивает возможность участия в закупке на стороне одного участника нескольких юридических лиц и противоречит положению о закупке и ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Запрет на привлечение субподрядчиков из числа МСП

Согласно Решению ФАС России от 25.01.2016 № 223-ФЗ-11/16 по закупке № 31503011696, это требование противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Пороговые требования для участника

Например, заказчик может предъявить требование о наличии собственной или партнерской сервисной сети или ее запуске в течение 3-х месяцев, опыте техобслуживания и ремонта не менее 3-х лет.

По Решению ФАС России от 02.02.2016 №223-ФЗ-32/16 по закупке № 31502730907, требования ко всем участникам закупки применяются не в равной степени.

Не у каждого участника закупки есть партнерская сервисная сеть в России и не каждый может организовать ее за три месяца. Это противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о закупках, п. 1.

2 положения о закупке, а также нарушает требования ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ.

Заказчику пришлось убрать это требование из документации.

Наличие у участника закупки лицензии МЧС

Требование заключается в том, что сам участник закупки должен иметь лицензию МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предоставление лицензии субподрядной организации не допускается.

Если согласно 44-ФЗ сам участник закупки должен иметь такую лицензию, то в рамках 223-ФЗ возможно коллективное участие, поэтому такая лицензия может быть только у одного из участников.

Решение Хабаровского УФАС России от 02.07.2015 № 64 по делу 8-01/115 по закупке № 31502278317 указывает на то, что это требование не позволяет привлекать субподрядчиков, то есть ограничивает конкуренцию при проведении электронного аукциона и нарушает ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Требование «аналогичные договоры»

Часто заказчик в качестве основного критерия устанавливает опыт работы на основании аналогичных выполненных ранее договоров без расшифровки аналогичности. То есть он не проясняет требование.

Согласно Решению Мурманского УФАС от 09.02.2016 по делу № 07-03пр/16-12 по закупке № 31603195860, порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, потому что невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными договорами». Заказчика заставили поправить документацию и расшифровать этот критерий.

Отсутствие зависимости между предложением участника и присваиваемыми баллами по критерию «квалификация участника»

Поставщик должен представить все документы, подтверждающие, опыт работы или финансовую состоятельность, чтобы получить сто баллов. Если какого-то документа не хватает, участник получает ноль баллов, потому что система не позволяет участникам получить промежуточные баллы.

По Решению Московского УФАС России от 13.11.2015 по делу № 1-17-1682/77-15 по закупке № 31401740302, бинарная система оценки заявок участников по критерию «квалификация участника» предусматривает присвоение участникам конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо ноль баллов. Участники конкурса не могут получить промежуточные баллы, которые соответствуют их уровню квалификации.

Заказчика заставили расширить критерии квалификации участника и количество баллов.

Необоснованный критерий оценки о наличии определенного опыта работы у участника

В закупке № 31502890545 заказчик установил порядок оценки заявок, одним из критериев которого был опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организация системы «Транснефть». Удельный вес критерия составил 0,15.

Заказчик не смог доказать, что опыт работы с Транснефтью лучше опыта работы перевозок с другой компанией.

По Решению ФАС России от 12.01.2016 № 223-ФЗ-458/16, установление критерия оценки «опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организациям системы «Транснефть» противоречит п. 3.3 положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

Заказчика заставили внести изменения в документацию. В описании заявки остался опыт воздушного патрулирования и перевозок, но без указания конкретной компании.

Проектной документации нет в ЕИС (часто встречается при закупке строительных работ)

В соответствии с п. 4.1 приложения № 9 подрядчик обязуется выполнить комплекс работ в объеме и в сроки, предусмотренные договором. Он также должен сдать соответствующий указанным в проектно-сметной документации показателям объект заказчику в надлежащем состоянии и в установленный срок.

Согласно п. 5.1 приложения № 9 документации заказчик передает подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по объекту в двух экземплярах в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора.

Подрядчик при выполнении комплекса работ не вправе отступать от проектно-сметной документации без письменного согласия заказчика.

Согласно Решению ФАС от 30.09.2015 по делу № 223-ФЗ-269/15 (закупка № 31502579591), заказчик дает проектно-сметную документацию только после подписания договора, но при этом поставщик должен идти на эту закупку, не видя проектно-сметную документацию, подписаться под тем, что он выполнит все в нужные сроки и в полном объеме.

Действия заказчика были квалифицированы как нарушение п. 3 ч. 9 ст. 4 и п. 1 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ. Его заставили разместить проектно-сметную документацию и наложили штраф.

Документы о запросе предложений не соответствуют № 223-ФЗ

Заказчик заказал поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». ФАС решила, что документы не соответствуют требованиям заказчика о закупках отдельных видов юрлиц. Название, количество и характеристики оборудования не указаны в ТЗ. В проекте договора не установлен порядок работ.

Заказчику выписали штраф в размере 2 000 руб.

Допущение предложений участников в обход правил

Когда такое происходит, победителя определяют неправильно.  

Один из примеров: заказчик провел открытый запрос предложений на поставку автотранспорта, участник закупки, не являющийся победителем, обратился с жалобой в УФАС на то, что заказчику поставят автомобиль классом ниже заявленного в документации.

Комиссия провела проверки и признала жалобу обоснованной. Закупка была аннулирована.

Данные на сайте ООС и на ЭТП отличаются

Заказчик указал разное время проведения аукциона на выполнение работ по техобслуживанию и текущему ремонту автомобилей Nissan: в ЕИС — 10.00, а на ЭТП — 9.00.

Во время внеплановой проверки ФАС принимает решение о ненадлежащем размещении информации о времени проведения аукциона, что нарушает № 223-ФЗ. Заказчику был выписан штраф в 10 000 руб.

Неправомерные требования к коллективному участнику закупки

ФГУП разместило извещение на поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». Поставщик предъявил требования к отдельному поставщику, чтобы допустить коллективного участника до подписания договора.

Заказчика оштрафовали на 5 000 руб.

Решение ФАС: заказчики не вправе предъявлять отдельные требования, не указанные в документации, к участникам, входящим в состав коллективного участника. Поставщики в целом, как группа, должны соответствовать требованию: например, у одного из них есть лицензия, у другого — финансовые средства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5621

Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков

Ограничение конкренции письмо на площадку

Жалоба в ФАС на заказчика — это не единственная возможность поставщика защитить свои права. По Закону о контрактной системе, основным органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, является ФАС России. Но существуют и альтернативные инстанции.

Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС. Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров:

  • уполномоченные по правам предпринимателей;
  • органы государственного финансового контроля;
  • прокуратура.

Обращение в любую из инстанций не ограничивает право поставщика подать заявление в арбитражный суд — инстанцию, куда жаловаться на ФАС. Подробнее об этом в статье: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция».

Скачать образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции

Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей

Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Система уполномоченных состоит из:

  • уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
  • уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.

Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).

Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная». В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.

Уполномоченные имеют право:

  • разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;
  • передавать жалобу в соответствующий госорган для решения по существу (ФАС, прокуратура, следственные органы);
  • обращаться в суд;
  • направлять в госорганы обращения о привлечении виновных лиц к ответственности;
  • направлять заказчикам рекомендации по восстановлению нарушенных прав.

Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля

Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов).

Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.

Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств: расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.

Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная». Текст жалобы должен содержать Ф.И.О.

, реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации.

На основании поступивших жалоб контролеры:

  • проводят внеплановые проверки;
  • выдают предписания об устранении нарушений;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.

Как обратиться в прокуратуру

В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.

Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:

  • ограничения конкуренции;
  • коррупционной составляющей;
  • нарушений при расходовании бюджетных средств;
  • других случаях нарушения закона.

Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.

По результатам работы с жалобой прокурор может:

  • возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
  • выдать заказчику представление об устранении нарушений;
  • направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
  • составить протест на правовой акт.

Эти инструкции отвечают и на вопрос, куда жаловаться на прокуратуру. Но в рамках 44-ФЗ это можно сделать, только если прокуратура выступает госзаказчиком.

Источник: https://goskontract.ru/tender/ne-fasom-edinym-kuda-eshche-mozhno-zhalovatsya-na-zakazchikov

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, административная и уголовная ответственность

Ограничение конкренции письмо на площадку

Ограничение конкуренции в контрактной системе по 44-ФЗ является грубым нарушением ее принципов. Такие действия грозят заказчику привлечением к ответственности по нормам административного и уголовного законодательства.

Правовые нормы

Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК.

Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.

Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах.

Принцип свободной конкуренции в рыночной экономике стимулирует производителей товаров и услуг делать их более качественными и не допускает необоснованный рост цен. В закупочной отрасли свободная конкуренция позволяет реализовывать принцип бюджетной экономии.

Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры.

Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки.

На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.

Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения

Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.

Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.

Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:

  1. Отказ участника закупки от самостоятельного участия в закупке.
  2. Согласованные действия от нескольких участников закупки.
  3. Воздействие на ход торгов.
  4. Обеспечение незаконного доступа к конфиденциальной информации.
  5. Заключение соглашений в целях создания преимуществ для отдельного участника.
  6. Нарушение установленного законом порядка отбора победителей.
  7. Отклонение поступивших на участие заявок при отсутствии правовых оснований на это.
  8. Установление заведомо невыполнимых требований заказчиком.
  9. Подготовка документации под определенного поставщика.
  10. Участие в закупке лиц, которые не имели на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
  11. Ограничение доступа по участию в закупке через установление дополнительных незаконных требований к участникам.
  12. Включение в один закупочный лот не связанных между собой товаров, работ и услуг и пр.

Нарушение принципов свободной конкуренции может привести к признанию закупки и заключенного сторонами госконтракта недействительными.

Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ст. 10-16 135-ФЗ перечислены запрещенные действия заказчика в части ограничения конкуренции. Но какие меры нужно предпринимать заказчику для обеспечения добросовестной конкуренции, здесь не прописано.

Шаги по обеспечению добросовестной конкуренции должны быть основаны на требованиях законодательства и не причинять вреда всем субъектам. Так, добросовестный продавец соблюдает правовые нормы, хранит коммерческую информацию, не пытается оказать воздействие на рыночные цены и поставщиков, не участвует в сговорах и пр.

Законодательство о контрактной системе детально регламентирует процесс закупки государственными инстанциями и учреждениями, которым запрещено ограничивать конкуренцию. Нормативная документация содержит специальные правовые нормы, которые направлены на обеспечение принципа свободной конкуренции.

Так, преимуществами обладают конкурентные способы закупки: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, тогда как закупки неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком допускаются в строго ограниченных случаях. Несоблюдение состязательных процедур признается действием, которое ограничивает конкуренцию.

В 44-ФЗ указано на необходимость обеспечения равного доступа для всех участников закупки. Преимущественным статусом обладают узкий круг компаний: организации инвалидов, УИС, субъекты малого бизнеса и социально ориентированные НКО.

Преимущества предоставляются им в оговоренных законодательно сроками.

Также в 44-ФЗ не допускаются случаи конфликта интересов.

В закупке не могут принимать участие на стороне поставщика родственники работников, должностные лица заказчика и его бывшие работники.

Заказчик не вправе указывать в закупочной документации указания на патенты, товарные знаки без указания аналогов и пр. Такие действия также ограничивают круг участников.

Ответственность за ограничение

Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК.

Административное наказание предусмотрено в ст. 14.9 КоАП. В нем прописана ответственность за ограничение конкуренции органами власти, которые представляет государственный заказчик. Должностному лицу со стороны заказчика грозят штрафные санкции в размере от 15 до 50 тыс. р. Штраф – не самое серьезное административное наказание за данный проступок.

Повторное правонарушение грозит должностному лицу дисквалификацией на срок до 3 лет на основании ч. 2 ст. 14.9 КоАП.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.

).

Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:

  • штраф до 500 тыс. р.;
  • принудительные работы на период до 3 лет с риском дисквалификации до года;
  • лишение свободы на период до 3 лет с дисквалификацией до года.

Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.

Как и куда можно пожаловаться

Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию.

Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:

  1. Жалоба на закупочную документацию подается до окончания срока подачи заявки.
  2. Жалоба на процедуру отбора поставщика (например, из-за отклонения заявки) подается до даты подписания госконтракта.
  3. Если контракт был подписан, то сторонам придется жаловаться в суд.

Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование, ФИО, контактные данные заказчика.
  2. Сведения об авторе обращения – наименование, ФИО, контактные сведения.
  3. Данные о закупке.
  4. Сущность жалобы.
  5. Перечень документов, которые подтверждают нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

ФАС может отклонить обращение в течение двух дней. Жалобу могут отклонить, если она анонимная, содержит оскорбления, подана с нарушением сроков или не соответствует закону.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений.

Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/ogranichenie-konkurentsii.html

Нарушение принципов конкуренции в закупках

Ограничение конкренции письмо на площадку

Любая закупочная процедура должна быть проведена в соответствии с принципами свободной конкуренции, для этого и существует антимонопольная политика в сфере закупок.

Иными словами, заказчик должен обеспечить соперничество между участниками торгов на равных условиях.

На законодательном уровне этот момент регулирует 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» и 135-ФЗ «О защите конкуренции», где прописано применение антимонопольного законодательства в сфере закупок.

Попытки организатора торгов ограничить равноправие участников считаются серьезным правонарушением.

Статья 8 Федерального закона № 44 посвящена вопросам сохранения конкуренции. Но стоить отметить, что принципы обеспечения, закрепленные в ней, носят скорее рамочный характер.

Если говорить о закупочной деятельности, то нарушение конкуренции по 44-ФЗ характеризуется наличием следующих факторов:

  • совокупность действий, указывающих на наличие договоренности между организатором и поставщиком;
  • картельные сговоры;
  • любые соглашения, противоречащие принципам соблюдения равноправия между участниками торгов;
  • прямое или косвенное вмешательство в экономическую деятельность.

Все перечисленные действия могут повлиять на конечный результат закупочной процедуры.

Признаки ограничения

Ограничение конкурентных прав участников четко прописывается в п.17 ст. 4 135-ФЗ:

  • отказ потенциального поставщика закупочной процедуры от личного участия;
  • выявленные согласованные мероприятия со стороны нескольких поставщиков, участвующих в тендере;
  • выявленные факты, подтверждающие намерения заказчика повлиять на ход закупки;
  • получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
  • заключение соглашения с целью создания преимущественных условий для определенного участника;
  • нарушения в порядке проведения отбора победителей;
  • отказ в заявке на участие без наличия объективных причин;
  • установление заказчиком требований, которые заведомо невыполнимы;
  • составление закупочной документации с учетом предпочтений конкретного поставщика;
  • допуск к закупочной процедуре лиц, которые связаны с заказчиком в той или иной степени (конфликт интересов);
  • выставление незаконных требований к участникам тендера;
  • объединение в одном лоте несвязанных между собой товаров (работ, услуг).

Принципы обеспечения

Равенство в сфере закупок должно быть основано на соблюдении принципов добросовестной конкуренции. При этом любые действия со стороны заказчика не могут быть направлены на ограничение числа участников необоснованными способами.

Поставщикам должны быть предоставлены равные условия для участия в торгах.

Чтобы обеспечить принципы добросовестной конкуренции, заказчику стоит принять перечень мер по обеспечению антимонопольных требований к торгам:

  • прописать конкретные и обоснованные требования к объекту закупочной процедуры;
  • включить в документацию информацию о том, что к участию в тендере допускаются товары (услуги) от разных производителей;
  • составлять итоговый протокол с учетом данных о том, что в закупке принимали участие несколько потенциальных поставщиков.

Ответственность

Заказчики, которые были замечены в нарушении принципов конкуренции, могут быть привлечены к ответственности. При чем сам 44-ФЗ не предусматривает меры наказания, но он содержит ссылки на соответствующие статьи Кодексов.

За нарушение принципов свободной конкуренции организатор закупки может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

1. В первом случае наказание предусмотрено ст.14.9 КоАП, при этом штраф за подобные ограничения составит от 15 000 до 50 000 рублей. Он выписывается на имя должностного лица, допустившего нарушение, а при повторных случаях виновному грозит дисквалификация до 3 лет.

2. Если в ходе проведения закупки были выявлены признаки сговора или противоправные действия причинили ущерб свыше 10 млн рублей, участники могут быть привлечены к уголовной ответственности. Применяемые меры устанавливаются ст. 178 УК РФ. К ним относят:

  • наложение штрафа до 500 000 рублей;
  • привлечение к принудительным работам на срок до 3 лет с дисквалификацией до года;
  • ограничение свободы сроком до 3 лет и дисквалификация на 1 год.

Если в результате неправомерных действий был установлен ущерб государству в размере более 30 млн рублей, нарушителю грозит лишение свободы на срок до 6 лет с одновременным наложением штрафа до 1 млн рублей.

Жалоба

Если в ходе проведения закупочной процедуры были замечены нарушения в части ограничения равенства прав, участнику имеет смысл обратиться в ФАС или судебные органы:

  1. Жалоба на выявленные нарушения в закупочной документации должна поступить до окончания срока подачи заявок.
  2. В ситуациях, когда контракт уже подписан, участнику стоит обратиться непосредственно в суд.

Жалоба составляется в свободной форме и может быть передана как на бумаге, так и в электронном формате.

Но есть определенные реквизиты, которые стоит указать в обязательном порядке:

  • полное наименование заказчика (ФИО, контактные данные, территориальное расположение);
  • сведения о лице-составителе жалобы;
  • информация о закупочной процедуре;
  • содержание претензии;
  • перечень документов, подтверждающих факт нарушения.

ФАС вправе отклонить поступившую жалобу в течение двух дней. Отказ в рассмотрении может быть аргументирован нарушением сроков подачи, анонимностью или несоответствием закону.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ — серьезное нарушение. Основная задача заказчика — не допустить возникновения подобных ситуаций и создать равные условия для всех потенциальных участников. В противном случае организатор может быть привлечен к ответственности.

Источник: https://tendr.guru/fas/narushenie-principov-konkurencii-v-zakupkah

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

Ограничение конкренции письмо на площадку

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч.

3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р.

Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р.

или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135.

При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html

Способы недобросовестного ограничения конкуренции в госзакупках

Ограничение конкренции письмо на площадку

Процедура проведения госзакупок выстроена так, что ограничение конкуренции теоретически запрещено, однако при желании можно совершенно законными методами сделать так, что к тендеру будут допущены только «нужные» компании. Такими уловками пользуются чаще всего заказчики в сфере строительства (создают условия для работы картелей) или в сфере реставрации, чтобы только нужные фирмы с лицензией Минкультуры участвовали в закупке. 

Самыми популярными способами, по версии практики ФАС и судов, стали приемы, связанные с заполнением информации о закупке на тендерной площадке, манипуляции с требованиями к кандидатам и закупочной документацией. 

Заполнение информации о закупке

Здесь все просто. Заказчик намеренно указывает название тендера с ошибкой, опечаткой, особенностью написания и т.д., чтобы в поиске тендер смог найти только нужный исполнитель — тот, который заранее знает способ написания. Формально это не считается ограничением конкуренции, однако этот способ часто используют, чтобы «лишние участники» не нашли аукцион.

Другой способ — не использовать в названии привычных ключевых слов. В этом случае сложнее выполнить поиск. Например, если в названии тендера нет слова «реставрация»,  многие фирмы с лицензией Минкультуры попросту не найдут и пройдут мимо такого аукциона. 

Выход — искать сразу по нескольким тематическим ключевым словам или воспользоваться специализированными отраслевыми сайтами-агрегаторами, где тендеры по нужной сфере «подтягиваются» на площадку автоматически в соответствии с вашими настройками.

Требования к товару или поставщику (подрядчику)

Схема проста: заказчик определяет жёсткий список требований к товару, вплоть до фирмы производителя или способа упаковки, который заведомо может выполнить лишь одна организация.

Либо устанавливается необоснованно широкий список требований к продукции, укрупняется объект закупки на несколько видов работ или продуктов (часто не связанных между собой функционально), чтобы выполнить объем мог заранее определенный поставщик.

Например, суд указал, что объединение в одном заказе сметно-проектных и строительных работ необоснованно снижает круг возможных подрядчиков, т.к. эти работы изначально относятся к разным рынкам, и на каждом из них можно найти участника, подходящего для выполнения работ. 

Тем же способом можно установить требования к поставщику, чтобы только нужная фирма соответствовала сразу всем требованиям. 

Например, в практике обжалования ФАС был случай, когда заказчик работ указал в списке обязательных требований положительный опыт сотрудничества с заказчиком. Учитывая, что ранее он сотрудничал лишь с одной фирмой, неудивительно, что круг возможных победителей ею и ограничился. 

Другая ситуация — установление в качестве обязательного требования наличие успешного опыта работы по выполнению капитального строительства автомобильных дорог в рамках государственного контракта.

В решении суд указал, что оценка участников по такому критерию необоснованно предоставляет преимущество организациям с опытом работы и ставит их в более привилегированное положение по сравнению с подрядчиками, у которых есть опыт капремонта, однако нет выполненных госзаказов.

Суд признал данное требование необоснованным ограничением конкуренции.

Бывали случаи, когда в условиях прописывалось правило, что участвовать в тендере могут только фирмы с лицензией ФСБ на работу с государственной тайной, тогда как характер работ не предполагал ознакомления с секретными данными или действий на режимном объекте. 

Описанные ситуации показывают, что между стремлением найти надежного подрядчика и необоснованным ограничением конкуренции очень тонкая грань, которая иногда стирается. В любом случае нужно помнить, что законодательный запрет на ограничение конкуренции всегда превалирует над желанием извлечь выгоду или подобрать определенного поставщика. 

Манипулирование информацией

В ходе закупочных процедур заказчик обязан предоставить исчерпывающую информацию об объекте закупки. Сюда входят требования к функциональным и техническим характеристикам, требования к качеству и эксплуатационным возможностям. Указание исчерпывающей информации о предмете торгов позволяет поставщикам оценить свои возможности и принять решение об участии в тендере. 

И здесь возможна ситуация, когда заказчик умышленно не размещает полный перечень документации. Особенно это касается сложных товаров или услуг (к ним, как правило, прилагается объемная проектная документация, спецификации и т.д.

) Не каждый потенциальный участник станет требовать разъяснений у заказчика, лучше пройдет мимо «мутного» тендера.

Результат достигнут — такой подход позволит собрать среди участников только заранее определенных круг фирм, которым известна вся информация о закупке, в том числе и та, что не обнародована на площадке. 

Еще один способ — формально выполнить требования, разместив технические данные в нечитаемом виде (например, чертежи или списки в формате плохо распознаваемого PDF-документа). Обжаловать такой приём сложно, однако по сути это ни что иное, как умышленное сужение круга возможных участников закупки. 

Здесь даже суды иногда встают на сторону заказчика, указывая, что для выяснения спорных вопросов участники могут и должны запрашивать разъяснения у заказчика. Однако вышестоящие суды указывают, что на площадке необходимо размещать исчерпывающую информации, которая позволит определить предмет закупки без дополнительных запросов.

Как видно из примеров, способы недобросовестного ограничения конкуренции зачастую граничат с обыкновенной осмотрительностью и желанием выбрать надежного поставщика. Чтобы не пропустить выгодные заказы, специалисты рекомендуют более настойчиво выяснять детали закупки и направлять заказчику запросы о разъяснении. 

Нужна готовая фирма с лицензией ФСБ или Минкультуры? Обращайтесь, вышлем список компаний, готовых к продаже. Звоните!

Источник: https://srodopuski.com/sposoby-nedobrosovestnogo-ogranicheniya-konkurencii-v-goszakupkax.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: