Основные теории науки административного права

Основные теории науки административного права

Основные теории науки административного права

Наука административного права. История развития науки в зарубежных странах и в России.

Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Развитие науки административного права немыслимо без изучения ее истории, ранее применявшегося законодательства, существовавших концепций по соответствующим проблемам. Российская наука административного права — одна из первых отечественных правовых наук и имеет богатые традиции.

Начало развитию науки административного права положила камералистика — наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая старая камералистика).

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; регламенты федеральных органов исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства); административные регламенты исполнения государственных функций; административные регламенты предоставления государственных услуг; должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти; соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах РФ.

Отличие теории государственного управления от административного права состоит в том, что теория государственного управления рассматривает его как комплексное, единое, системное образование, без анализа юридического аспекта проблемы.

управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное:

1) техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т.
д.), так и отдельные люди.

Основные теории науки административного права рк

отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

6.

Основные теории науки административного права являются

Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.

У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования.

Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности

Понятие «государственное управление» и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:

1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, теория права, а также работы отечественных и зарубежных юристов.

Предмет и содержание науки административного права неразрывно связаны с методом се познания. Метод правовой науки — это система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.
На методологическую основу опирается и наука административного права.

Наука административного права использует, прежде всего, специально-юридический и конкретно-исторический методы.

С помощью специально-юридического метода осуществляется изучение норм права и правоотношений. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ административно-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификацию.

Это — логические приемы исследования.

Источник: https://juristmsk.com/osnovnye-teorii-nauki-administrativnogo-prava/

Административное право как наука: место в системе наук, метод и функции науки

Основные теории науки административного права

Принято выделять общественные (гуманитарные) науки, включая философию, культурологию, социологию, историю, политологию, экономическую теорию, юриспруденцию и т.д., естественные науки, включая астрономию, математику, физику и химию и т. д., а также технические науки, в том числе механику, технологию металлов, гидравлику и др.

Существует определенная классификация юридических наук:

  • историко-теоретические, включая теорию государства и права, историю политических и правовых учений и др.;
  • отраслевые науки, включая трудовое, уголовное, конституционное и другие виды права;
  • прикладные науки, включающие криминологию и криминалистику, судебную бухгалтерию и медицину, юридическую психологию и др.;
  • международные науки, включающие международное частное и публичное право;
  • науки, изучающие зарубежное государство и право, включая римское право, историю государства и права зарубежных государств, конституционное право зарубежных государств.

Понятие и предмет административного права

Определение 1

Административное право как наука (административно-правовая доктрина) является составной частью российской правовой науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, основных знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета его регулирования.

В качестве предмета административного права выступают общие закономерности развития и действия государственного управления, включая перспективы и развитие административного законодательства.

В состав элементов предмета можно включить:

  • административное право в качестве отрасли (административное правовое законодательство);
  • закономерности появления, совершенствования и работы государственного управления;
  • систему административно-правовых понятий и категорий (понятийный аппарат);
  • историю развития науки;
  • правоприменительную практику субъектов;
  • зарубежное административное право в качестве сравнительного правоведения;
  • прогнозы и рекомендации в области совершенствования науки.

Методы и функции административного права

Административное право понятие «метод» рассматривает как средства, приемы и способы, с помощью которых происходит исследование административно-правового законодательства и предмета его регулирования.

Методы рассматриваемой науки классифицируются общенаучные (используют все науки) и частнонаучные (используются конкретной наукой).

В состав общенаучных методов можно включить:

  • диалектику как метод познания явлений действительности, связанных и развивающихся;
  • анализ, представляющий собой идеальное или реальное разделение объекта на несколько частей;
  • синтез представляет метод, обратный анализу (производится соединение элементов в одно целое);
  • аналогия заключается в правдоподобном вероятном заключении о сходстве двух предметов в рамках определенного признака (в основе лежит установление сходства в прочих признаках);
  • дедукция представлена методом познания, ведущим от общего к частному;
  • индукция – это метод познания от отдельного, особенного к общему, закономерному и др.

Опиши задание

Среди частнонаучных методов необходимо выделить:

  • системный (объект рассматривается с позиции системы, происходит выявление его связей вне системы и внутри ее);
  • сравнительное правоведение (система административного права исследуется с помощью соотношения с аналогичными зарубежными системами, соотносятся административно-правовые институты и правовые институты других отраслей отечественной правовой системы);
  • формально-юридический метод (изучение административного правы в «чистом» виде, когда оно изолируется от других социальных и правовых явлений, включая экономику, экологию, политику и др.);
  • юридический эксперимент (апробация административных новелл в области управления государством в ограниченном масштабе для исследования их эффективности и последующего применения в более широком масштабе);
  • правовое прогнозирование (исследуются перспективы развития определенных государственно-управленческих явлений в будущем).

Определение 2

Методика представляет собой совокупность приемов, средств, способов исследования, используемых для определенного объекта государственного управления. 

Методика позволяет достичь цели, поставленные в ходе познания, при этом ошибки в выборе средств способны привести к искажению получаемых результатов.

Рассмотрим функции, выполняемые наукой:

  • познавательная (эвристическая), состоящая в познании и констатации административных явлений в праве;
  • интерпретационная (объяснительная), состоящая в разъяснении сути административных явлений;
  • методологическая, заключающаяся в поиске конкретных инструментов, с помощью которых происходит исследование административно-правовой действительности;
  • организационно-управленческая (административно-правовые институты и нормы подвергаются механизму преобразования, укрепляется законность);
  • идеологическая (формирование обобщенных взглядов на административное право, исполнительную власть, управление в стране, что ведет к росту общественного и гражданского правового сознания);

прогностическая (предвидение направления и изменений управленческих отношений).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravo-kak-nauka/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: