Особенности становления спартанского государства

Содержание
  1. Общественный и государственный строй Древней Спарты
  2. Природные условия Спарты
  3. Возникновение Спарты
  4. Особенности строя Древней Спарты
  5. Спартанское воспитание
  6. Спартанская община
  7. Древняя Спарта – история государства, характерные черты и особенности
  8. Основание страны
  9. Законы в древней державе
  10. Семейная жизнь
  11. Аскетизм как принцип жизни
  12. Государственное устройство
  13. Герусия и народные собрания
  14. Могущество эфоров
  15. Суть древнегреческой империи
  16. Спартанские крестьяне
  17. Отношение к культуре
  18. Реформы Ликурга: особенности права, история государства и возникновение Спарты
  19. От обычного полиса до казарменного государства
  20. Легендарный законодатель
  21. Кратко о социальной структуре
  22. Уникальный древнегреческий полис
  23. Система управления
  24. Земельный вопрос
  25. Система образования
  26. Гоплиты Спарты
  27. Оборотная сторона медали
  28. Закат государственности

Общественный и государственный строй Древней Спарты

Особенности становления спартанского государства

В эллинский период истории греческого мира главными центрами стали Афины и Спарта. Эти два греческих государства отличались друг от друга и от всей колониально-островной Греции. История классической Греции представлена в основном развитием Спарты и Афин. 

Природные условия Спарты

Спарта располагалась в южной части Балканского полуострова, которая называлась Пелопоннес. Юг Пелопоннеса разделяли равнины Лаконская и Мессенская, которые были отделены между собой  хребтом Тайгетом.

Лаконская, долина, по которой протекала река Эврот, составляла основную территорию Спарты. Эту долину с севера окружали горы, с юга- малярийные болота.

Спарта располагалась в центре долины  – 30 километров в длину и 10 в ширину.

Долина Эврота представлена на рисунке

Ее территория была благоприятна для посевов, почва была плодородна. Так же на территории были леса с растущими в них виноградниками и фруктовыми деревьями. Но Лаконская долина  была мала по своим размерам и не имела  удобных гаваней. 

Возникновение Спарты

Спартанцы были отрезаны от моря, что сформировало их замкнутость, с другой стороны, они были настроены агрессивно в отношении своих соседей – западной долины Мессенпи, т.к. там были  плодородные земли.

Лакедемона – древнейшая история Спарты, о которой практически ничего не известно. Раскопки указывают на  тесную связь Спарты с Микенами.  Додорийская Спарта – это город, который относится к микенской эпохе.

 

Согласно преданиям в Спарте проживал  басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Так же сохранился рассказ о походе потомков Геракла (гераклидов)  в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как земель, которое принадлежали когда-то Гераклу. Так, согласно этой легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.

Разложение  родовых отношений, столкновения с соседями и внутренняя борьба привели к образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте возникло рано – в результате завоевания, в нем сохранилось множество родовых пережитков.
Важная черта спартанского строя –  сочетание сильной государственности с родовыми учреждениями.

Большинство спартанских обычаев связано с именем законодателя и мудреца Ликурга. Считалось, что в его образе заключались черты  человека и бога света – Ликурга.
Культ Ликурга был распространен в Спарте в VIII в. В V в. Ликург стал считаться создателем государственного строя в Спарте и был помещен в одну из спартанских царских фамилий.

Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. По предсказанию дельфийского оракула, Ликург  как исполнитель воли Бога обнародовал ретру. 

Определение 1

Ретра –  краткие изречения в виде формул, которые заключали в себе важные законы (постановления) .

Ликургова ретра была выражена архаическим лапидарным языком  и составила базис Спартанского государства. Так же Ликургу приписывают проведение земельной реформы, которая положила конец земельному неравенству и привилегии аристократии.

Согласно преданию, Ликург  разделил Спарту на 9 ( некоторые историки предполагают, что на 10) тысяч равных участков, которые назывались  клерами. На каждом участке был равное число спартиатов – мужчин, которые составляли ополчение.

Затем Ликург покинул Спарту, взяв клятву с граждан не нарушать принятые им законы. Так он решил, что выполнил главную цель в своей жизни. После его смерти в Спарте построили храм в его честь, а сам Ликург был объявлен богом.

  Впоследствии  его имя стало символом идеального вождя, для которого важна справедливость и его родина.

Спарта всегда оставалась аграрной и земледельческой  страной. 
Спартанскую политику определяла специфика захвата соседних земель. Так в VIII в. проходила длительная война с соседями – Мессенией, которая получила названия Первая мессенская война. Она окончилась полным покорением Мессении и порабощением ее народа.

В VII в. произошла Вторая мессенская война, которая была вызвана тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне Спарта снова одержала победу.

В период мессенских войн в Спарте сложился новый государственный строй, которому спартанцы обязаны своей победой. Этот строй продержался в Спарте в течение трехсот лет (VII—IV вв.). 

Особенности строя Древней Спарты

Спартанская конституция представляла собой родовые пережитки, смешанные с сильной государственностью.  Для граждан Спарты Конституция была  демократией, для  зависимого населения—олигархией.

Определение 2

Олигархия – власть немногих, которая защищает преимущественно интересы этого меньшинства.

Те, кто мог носить оружие,  члены боевой фаланги, составляли “общину равных”. Эта община представляла собой военную общину, которая  имела  коллективную собственность и коллективную  рабочую силу. Все члены общины были равноправными. Землю общины обрабатывали илоты (покоренное население).

Строй Древней Спарты представлял собой деление на три  дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат относился к какой-то филе.  Со временем  родовой строй стал  вытесняться государственным, а родовые деления превратились в территориальные. Спарта подразделялась  на 5 об (деревень).

Все спартанские цари относились к двум родам – Агиадов и Эврипонтидов.  Цари (архагеты) возглавляли ополчение, исполняли функции жреца, разбирали дела по семейному праву.

Совет старейшин (герусия) был  высшим политическим органом в Спарте.
Герусия состояла из 30 человек, 2 из которых были царями, а остальные – геронтами, которых избирало народное собрание из самых  влиятельных  родов.  Народное собрание (апелла) собиралось раз в месяц по вопросам войны и мира. Оно выбирало членов герусии и эфоров. 

Институт эфоров (наблюдателей) восходит к «долпкурговской» Спарте.  Изначально  эфорат представлял собой демократическое  учреждение. В него входило 5 человек, которые выбирались народным собранием. Позднее  в V—IV вв. они стали олигархическим органом, который защищал интересы знати и высшего сословия.

Спартанские  эфоры имели множество функций:

  • набор ополчения;
  • сопровождение царей в поход;
  • контроль всех  действий царей;
  • судебная власть.

В руках спартанских  эфоров заключалась вся высшая политика Спарты.
Весь строй Спарты имел военный характер. Быт в мирное время почти не отличался от военного, т.к. основную часть времени спартанские войны проводили в укрепленном лагере.

Воины Спарты делились на эномотии —  лагеря, где занимались военными упражнениями и гимнастикой. На ночь воины возвращались домой к семье.

Гимнастические упражнения, изображённые  на вазе из ноли, представлены на рисунке.

На общие товарищеские обеды (сисситии) спартанцы приносили из дома приготовленные продукты, дома обедали только женщины и дети. Весь режим дня спартанцев был построен в интересах общины. Для затруднения обмена в Спарте использовались громоздкие железные деньги.

Спартанское воспитание

Жизнь спартанцев не принадлежала самому себе.Чтобы воспитывать ребенка, отцу нужно было получить разрешение геронта, который после специального освидетельствования решал, оставлять ли младенца в живых. Слабых младенцев отправляли в “апофеты”, на кладбище в расщелине Тайгета.  Жизнь сохраняли только  крепким и сильным младенцем, из которых хотели вырастить солдат.

За основу воспитания был взят принцип “побеждать в сражении и повиноваться”. Молодые спартанцы круглый год не носили обуви и одевались в грубую неудобную одежду.

  Основную часть своего времени они  проводили в школах, где проводили уроки по физической культуре,  занимались спортом и обучались грамоте.  Мальчикам нужно было говорить просто и  кратко.

  Афинский писатель Ксенофонт сравнивал голос спартанских юношей с каменными статуями и указывал, что  парни были скромнее девушек. Спартанские ученики ели и спали вместе. Спали на жестких тростниковых подстилках, которые готовили без ножа.

Чтобы проверить физическую выносливость молодежи, под религиозным предлогом устаивались бичевания в храме Артемиды. 3а экзекуцией наблюдала жрица, которая держала статуэтку бога, которую  она наклоняла или поднимала, указывая таким образом необходимость усиления или ослабления ударов.

Для того, чтобы приучить молодых людей к выносливости, им назначали трудные работы, которые они должны были беспрекословно выполнять.За их  поведением следили  власти и частные лица под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.

Важно обратить внимание, что Спарта была военным лагерем среди порабощенного и готового подняться на восстание населения окружающих областей, именно поэтому военному воспитанию уделялось  большое внимание.

Военная техника в Спарте считалось одной из лучших во всей Элладе, дисциплинированные спартанцы были хорошо вооружены.  Оружие было преимущественно железным, чему способствовали  имевшиеся в Тайгете большие запасы железа.
Спартанское войско подразделялось на отряды, которые назывались лохи ( позже переименованы – в моры) по пятисот человек. 

Определение 3

Эномотия – самая мелкая боевая единица, которая состояла из сорока человек.

Войско имело своих сильных пехотинцев.

Определение  4

Гоплиты- тяжеловооруженные пехотинцы, составляющие основную военную силу Спарты.

На войну спартанские войска отправлялись с маршем под  звуки флейт и хоровых песен.  В песнях вспоминали павших в бою спартанцев, порицали “жалких  и нечестных  трусов”. Спартанские песни были распространены во всей Греции.
Образцом таких песен являются  элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.).

Вооружены все спартанские войны были одинаково. Это подчеркивало их равенство перед общиной. Вооружение е включало в себя  копье, щит и шлем. Одеты они были в  багровые плащи.

Воспитанию женщин в Спарте также уделялось особое внимание. До замужества женщины тоже занимались так же упорно, как и мужчины – учувствовали в кулачных боях, бегали, бросали диски и т.д. Все это проводилось для укрепления их тела и духа. Считалось, что только здоровые женщины  могут родить здоровых детей.

На рисунке представлена девушка, состязающаяся в беге.

Когда женщина выходила замуж, то основная ее цель была родить здорового ребенка и заниматься его воспитанием.

В Спарте основной формой брака было моногамная семья.  Однако по замечаниям Энгельса,  в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака.

Опиши задание

Спартанская община

Спартанская община  создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения.

Основным порабощенным  населением были илоты  – земледельцы, которые были расписанные по клерам спартиатов – группами по десять- пятнадцать человек. Термин “илот”, по мнению одних ученых, означает “захваченный  в плен”, по мнению других  – его происхождение получили от города Гелос. 

Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов. В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу.

С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать  молодежи, до чего  может довести пьянство.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/istorija/istorija-drevnego-mira/drevnjaja-sparta/

Древняя Спарта – история государства, характерные черты и особенности

Особенности становления спартанского государства

Время на чтение: 13 минут

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв.

км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты.

В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

https://www.youtube.com/watch?v=Tk5TGr1OH38

История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно.

Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах.

Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

  • плохое питание;
  • выдача одного хитона на протяжении года;
  • по окончании школы сдача экзамена на выносливость.

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды.

Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю.

Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

  • управление мирной жизнью города;
  • обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
  • подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно.

Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров.

Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

  • благотворительных денег;
  • жертвенной пищи;
  • земельных налогов.

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей.

Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение.

Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но ания проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное ание отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы.

Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством.

Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями.

Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной.

Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

Источник: https://nauka.club/istoriya/drevnyaya-sparta.html

Реформы Ликурга: особенности права, история государства и возникновение Спарты

Особенности становления спартанского государства

В XIII столетии до нашей эры началось дорийское вторжение в Грецию.

Дорийцы были отсталыми племенами, находившимися на стадии разложения родоплеменных отношений, однако они умели выплавлять железо, что давало им преимущество в войнах с ахейцами – коренным населением, имевшим более высокий уровень развития цивилизации. Обосновавшись в Лаконии, территории полуострова Пелопоннес, дорийцы основали Спарту – город-государство, поначалу ничем не отличавшееся от других греческих полисов.

От обычного полиса до казарменного государства

Приблизительно до VI столетия до н. э. спартанцы жили подобно прочим грекам: занимались ремеслом, сельским хозяйством, торговлей, периодически воюя с соседними полисами.

Однако вскоре в их государстве происходит стремительное падение уровня материальной культуры, а многие ремесла просто исчезли. Тяга к красивым вещам стала рассматриваться как неприличная для настоящего спартанца и даже антиобщественная. В истории полиса наступил переломный момент, когда он, по сути, превратился в казарменное государство.

Его отличало, с одной стороны, желание помыкать другими греческими полисами, а с другой, политика крайней самоизоляции.

Спарта бесцеремонно вмешивалась в дела прочих городов-государств, желая установить свою гегемонию. Военная мощь и внутренняя стабильность сочетались в ней с культурной и хозяйственной отсталостью.

Такие перемены были связаны с реформами Ликурга, которого считают основателем спартанской государственности.

Легендарный законодатель

О жизни Ликурга историкам известно только из сочинений древнегреческих авторов. Эти свидетельства порой настолько противоречивы, что некоторые исследователи даже ставят под сомнение само существование спартанского законодателя. Споры ведутся не только вокруг реформ Ликурга, кратко изложенных ниже, но и о времени их проведения.

Принято считать, что легендарный законодатель происходил из царского рода. Он провел ряд реформ, изменивших спартанское государство. Известно, что Ликург получил благоприятное предсказание от дельфийского оракула относительно своего законотворчества.

И хотя сначала не все в Спарте были согласны с реформатором, но в конце концов изменения были приняты большинством граждан.

К тому времени спартанцы уже завоевали Мессению – огромную область к западу от Лаконии, поработив местное население. Поэтому спартанское общество неминуемо должно было приобрести все черты военного лагеря, готового в любой момент подавить восстание рабов. Именно на это и были направлены реформы Ликурга в Спарте.

Кратко о социальной структуре

Согласно законам, которые ввел Ликург, спартанское общество разделялось на три социальных группы:

  1. Спартиаты – потомки завоевателей дорийцев, полноправные граждане государства.
  2. Периэки – потомки ахейцев, коренного населения Лаконии, сохранявшие личную свободу, но не принимавшие участия в управлении. Они жили вне полиса и обеспечивали спартанцев необходимыми ремесленными изделиями.
  3. Илоты – государственные рабы, потомки завоеванных ахейцев.

Спартиаты правили и воевали, периэки платили налоги и занимались ремеслом, илоты — сельским хозяйством. В V столетии до нашей эры в государстве проживало приблизительно:

  • 9 тысяч спартиатов;
  • 40 тысяч периэков;
  • 140 тысяч илотов.

Подобная диспропорция предопределяла то жестокое отношение к рабам, которое существовало в обществе Древней Спарты.

Представители господствующего социального класса постоянно опасались масштабного восстания илотов.

Поэтому раз в году устраивались игры, во время которых юноши из спартанских лагерей объявляли войну рабам, после чего начиналось истребление последних. Так, по мнению их наставников, достигалось две цели:

  • численность илотов находилась под контролем;
  • будущим воинам прививался «вкус» к войне.

Уникальный древнегреческий полис

Спарта представляла собой совершенно необычное государство, больше напоминавшее военный лагерь. О выносливости спартанцев ходили легенды, сохранившиеся и до наших дней.

Уже с 12 лет молодежь принимала участие в походах. Примечательно, что по законам Ликурга для всех граждан были единые правила, будь то простой спартиат или царь. К слову, военная подготовка последних ничем не отличалась от подготовки рядовых граждан. Они не жили в роскоши и не вкушали лучших яств подобно правителям других государств.

Можно утверждать, что среди граждан полиса царило абсолютное равенство, что делает Спарту уникальным государством в истории человеческой цивилизации. Такой общественный порядок был установлен реформами Ликурга и продолжал поддерживаться после его смерти.

Система управления

Казарменному обществу соответствовало и его внутренне устройство, которое также не обошли стороной реформы Ликурга.

В Спарте возникновение государства военного типа привело к господству рабовладельческой аристократии, в то время как народное собрание не играло большой роли в общественной жизни и созывалось от случая к случаю.

В нем участвовали лишь полноправные граждане в возрасте от 30 лет. Оно решало вопросы избрания должностных лиц, споры о престолонаследии, о союзе с другими государствами и пр.

Во главе Спарты стояли 2 царя, выполнявшие обязанности жрецов, военачальников и судей, но политической власти не имевшие. Кроме того, был еще Совет из 28 старейшин – представителей знатных родов, достигших 60-летнего возраста. Членство в Совете было пожизненным.

Тем не менее реальное управление государством находилось в руках эфоров. Они избирались на год и занимали исключительное положение в спартанском обществе. Свои решения эфоры выносили большинством . В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннего управления и контроля за деятельностью всех должностных лиц, включая царей. Отчитывались же эфоры только перед своими преемниками.

Такое разделение власти привело к тому, что спартанский общественный строй не менялся более 400 лет, чем восхищались греки других полисов, поскольку здесь не было тирании.

Земельный вопрос

Несмотря на то что знаменитый спартанский законодатель жил более 2500 лет назад, историки до сих пор проявляют живой интерес к его деятельности. Более того, изучаются реформы Ликурга в 5 классе средней школы, что, бесспорно, доказывает их важность не только для общества Древней Спарты, но и для европейской цивилизации в целом. Чем же примечательны были эти законы?

Согласно реформам Ликурга, в Спарте вся земля была собственностью государства. И только полноправные граждане имели возможность пользоваться ею. Плодородные земли были разделены на несколько тысяч равных участков. Каждый спартиат получал свой надел по жребию. Правда, обрабатывать участок ему не разрешалось законом. Для этого привлекались илоты.

Кроме того, гражданам было запрещено заниматься ремеслами и торговлей. В результате подобных ограничений никто из спартанцев не мог разбогатеть, следовательно, никоим образом не мог выделиться из общества равных. Более того, даже одевались полноправные граждане полиса одинаково.

Желанию разбогатеть препятствовали и сами спартанские деньги, которые, согласно реформам Ликурга, были большими и тяжелыми. Их чеканили не из золота или серебра, как в других античных государствах, а из железа и меди. Поэтому вряд ли у кого-либо возникало искушение украсть их или сделать средством накопления богатств.

Также Ликург вывел Спарту с греческого рынка, поскольку железные деньги в других государствах не имели хождения. От подобного стремления к уравнительности хозяйственная жизни полиса пребывала в течение столетий в упадке. С другой стороны, законы позволяли спартанцам безнаказанно воровать чужие вещи.

Система образования

Государство вмешивалось в личную жизнь граждан, родительские чувства при этом не брались в расчет. Если в семье рождался ребенок, то самым главным был вопрос, насколько ценным он будет для государства.

В соответствии с реформами Ликурга, в Спарте система образования разделялась на три возрастных этапа:

  • от 7 до 12 лет;
  • от 12 до 20;
  • от 20 до 30.

Государство фактически подчинило процесс воспитания детей своим военным нуждам. В 7 лет мальчиков забирали из семьи в лагеря, делившиеся на отряды. Главные качества, которые воспитывали в маленьком спартанце, – беспрекословное подчинение, упорство, выносливость и желание любой ценой победить. Их учили терпеть боль, не плакать, подолгу молчать, а говорить кратко.

В 12 лет подростки вступали в отряды под присмотр старших юношей. На этом этапе спартанцы обучались владеть оружием, выступать фалангой, знакомились с тактикой боя. Одним из последних экзаменов для всех молодых спартанцев было убийство ночью раба. Причем главным в этом ритуале было не само убийство, а умение не попасться. В противном случае экзаменуемого ждало жестокое наказание.

Гоплиты Спарты

К 18 годам юноши становились воинами (гоплитами) и могли жениться, но проводить с женой им разрешалось только ночи. Обязательное военное образование заканчивалось в 30 лет, когда спартанец становился полноправным гражданином полиса.

Тяжеловооруженные гоплиты, чья экипировка весила 30 кг, входили в фалангу, состоявшую из 8 тысяч человек и разделявшуюся на 8 шеренг. Фактически война была для спартанцев отдыхом от подготовки к ней.

Впрочем, девушки тоже не сидели взаперти. Они разбивались на отряды, в которых упражнялись в метании копья и диска, борьбе, беге. Такие упражнения по сложности не уступали мужским. Поэтому спартанские женщины славились физической силой.

В отражении персидского нашествия (V в. до н. э.) Спарта сыграла огромную роль. Ее армия возглавляла греческое сухопутное войско. Высокая боеспособность гоплитов – результат реформ Ликурга в Спарте.

Где это произошло, то есть где состоялось сохранившееся в анналах истории сражение, знают многие.

Речь идет о битве у Фермопил, в которой триста спартанцев под предводительством царя Леонида остановили огромную армию персов ценой своей жизни.

Оборотная сторона медали

За всю историю существования спартанского государства здесь не было ни одного деятеля культуры, что разительно отличало его от других греческих полисов, прежде всего Афин. Спартанцы были грамотными лишь настолько, чтобы прочесть приказ командира и поставить подпись под документом, если это требовалось.

В то время как в Афинах регулярно проводились состязания ораторов, в Спарте, наоборот, говорить красиво и много считалось признаком плохого воспитания. Ее граждане говорили мало, а мысли излагали коротко и четко, то есть лаконично. Все это тоже было следствием реформ Ликурга.

Подчинив в V-IV веках до нашей эры большую часть Греции, спартанцы не смогли принять на себя бремя правления по причине ограниченности своего культурного уровня. Они не были приспособлены к мирной жизни и решению ее проблем.

В силу этого произошло падение всех устоев военного общества, сформировавшегося после реформ Ликурга. Возникновение Спарты и особенности ее развития обусловили застой в политической и социально-экономической жизни полиса.

Закат государственности

Победа в Пелопоннесской войне над Афинами дала толчок развитию товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к росту социальных противоречий и имущественной дифференциации. Все это ослабило государство изнутри. Как и другие греческие полисы, в середине II столетия до н. э. оно оказалось под властью Рима.

Впрочем, это не означало полного забвения. И в наши дни такие события древней истории, как битва при Кадеше и реформы Ликурга в Спарте, представляют интерес для тех, кто интересуется Античностью.

Источник: https://FB.ru/article/391097/reformyi-likurga-osobennosti-prava-istoriya-gosudarstva-i-vozniknovenie-spartyi

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: