От чего зависит коэффициент кбм в осаго

Содержание
  1. Кбм (коэффициент бонус-малус) осаго
  2. Где указывается в полисе
  3. От чего зависит
  4. Таблица
  5. Применение КБМ
  6. Пример
  7. Причина снижения КБМ
  8. Если КБМ неверный
  9. Заявление на перерасчет
  10. Сколько действует КБМ
  11. Кбм водителя что это и как влияет на осаго
  12. Подробно о КБМ
  13. Нормативно-правовая база КБМ
  14. Определение КБМ
  15. Ограниченное ОСАГО
  16. Неограниченное ОСАГО
  17. Досрочное расторжение договора
  18. КБМ в других странах
  19. Франция
  20. Великобритания
  21. Швеция
  22. Швейцария
  23. Германия
  24. Перспективы развития КБМ в России
  25. Заключение
  26. Коэффициент КБМ ОСАГО – Таблица классов РСА (бонус-малус)
  27. Таблица значений КБМ
  28. Примеры расчета КБМ
  29. Коэффициент КБМ для нескольких водителей
  30. Коэффициент КБМ без ограничения водителей
  31. Кбм в осаго: как рассчитать и узнать коэффициент – нет врёт ли ск?
  32. Разбор понятий
  33. Расчет КБМ
  34. Исходный параметр
  35. Факторы влияющие на КБМ
  36. Как определить действующий КБМ
  37. Максимальный КБМ по ОСАГО
  38. От чего зависит стоимость ОСАГО
  39. Что такое КБМ
  40. Уровень у начинающего водителя
  41. Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки
  42. Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Кбм (коэффициент бонус-малус) осаго

От чего зависит коэффициент кбм в осаго

Закон в п. «б» ч. 2 ст.9 Закона об ОСАГО и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

  • в прошлый период выплаты не производились,
  • страхователь – собственник,
  • страховая компания должна применить пониженный КБМ.

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2021 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.

Источник: https://auto-lawyer.org/straxovanie/osago/kbm-koefficient-bonus-malus-osago.html

Кбм водителя что это и как влияет на осаго

От чего зависит коэффициент кбм в осаго

При оформлении полиса ОСАГО многие сталкиваются с новым параметром – КБМ, от которого существенно зависит цена полиса. Поэтому многие задаются вопросами: КБМ что это, и как он рассчитывается. А также многих волнует вопрос, как можно повлиять на этот параметр.

Подробно о КБМ

КБМ дословно расшифровывается как коэффициент бонус-малус.

Если подробнее рассматривать что такое КБМ – это показатель, который влияет на увеличение или уменьшение страховой премии.

КБМ – это индивидуальный показатель для каждого водителя, который рассчитывается от количества страховых случаев, которые случались ранее. При расчете коэффициента учитывается какой опыт у водителя.

Также существует и другое определение КБМ — что это такое. По сути, это расчет рисков страховой компании. Любая страховая компания заинтересована прежде всего в привлечении хороших, аккуратных водителей.

С помощью такого коэффициента поощряются именно такие граждане. И наоборот, с помощью его увеличивается стоимость для нарушителей.

Поэтому многие задаются вопросом КБМ водителя — что это и из чего он складывается.

Коэффициент бонус-малус складывается из двух составляющих:

  1. Бонуса. Поощрение для клиентов с безупречной историей вождения.
  2. Малуса. Увеличение страховой премии для водителей, у которых были в прошлом нарушения.

КБМ – это одна из важных частей, из которой складывается страховой тариф. Сам тариф учитывает также другие моменты: составляющие риска, размер страховой суммы, объем страхования.

Нормативно-правовая база КБМ

Так как ОСАГО является обязательным видом страхования, то его тарифы регулируются государством. Действие системы КБМ подразумевалось с самого начала введения этой системы в 2003 году. Однако тогда еще не было выработано точной методологии оценки водителей и не создана рейтинговая система.

Фактически в первые годы действия ОСАГО учитывалась лишь аварийность водителя в общем. В 2012 году была уже внедрена автоматизированная информационная система или АИС, в которую теперь все компании должны отправлять данные о полисах, страховых случаях и других важных моментах. Здесь содержатся данные обо всех водителях начиная с 2011 года.

Применение КБМ более подробно внедряется в России и дальше. Влияет КБМ на страховку. Благодаря этому страховые компании могут узнать больше данных о водителях и более точно рассчитать свои риски.

И, наоборот, водители более строго осознают свою ответственность и выгоды от аккуратного поведения на дороге. С 2014 года компания при определении стоимости обязана полагаться только на сведения из АИС.

Определение КБМ

Определяется этот коэффициент с самого начала вождения и далее изменяется каждый год. Система определения КБМ устанавливается государством, а поэтому является одинаковой для всех участников. С 2015 года эти расчеты подвластны Банку России.

Система КБМ состоит из 15 классов, каждый год класс водителя меняется в зависимости от его дисциплинированности. Для ответа как посчитать КБМ необходимо сначала определить класс водителя. Если у него нет стажа, то ему будет назначен на первый год 3 класс. И ему соответствует коэффициент 1. В этом случае он платит за полис ровно по тарифу без скидок, но и без наценок.

Если за этот год водитель ни разу не попадет в аварию – то на следующей его класс поднимется до 4, его коэффициент станет 0,95 и соответственно на оплату будет предоставлена скидка 0,25. Если попадет в одну аварию – то класс останется таким же.

А если на его счету уже будет два неприятных случая – то класс снизится до М. Класс М является самым низким, его коэффициент – самым высоким 2,45. То есть водителю теперь придется платить за полис почти в полтора раза больше.

Так расшифровка коэффициента зависит напрямую от класса и количества аварий за год.

Обратите внимание! К расчету принимаются только те прецеденты, по которым производились выплаты. То есть если водитель урегулировал ситуацию самостоятельно, или не являлся виновником происшествия – эти случаи в расчетах не учитываются.

Дополнительная информация. Максимальная скидка на договор существует в размере 50%, то есть половины стоимости. Ее может получить водитель, который 10 лет находится за рулем и за это время не попал ни в одну аварию.

Ограниченное ОСАГО

Применение КБМ для расчета тарифа зависит от вида полиса, количества водителей, допущенных к управлению автомобилем. Если в полисе количество водителей строго определено и каждый из них сюда вписан, то такой вид страхования является ограниченным.

В этом случае КБМ определяется для каждого водителя, а затем выбирается водитель с наиболее низким классом. Именно его коэффициент учитывается при определении тарифа.

Обратите внимание! Таким образом, законодательство не только дисциплинирует водителей, но и заставляет собственников автомобилей ограничивать физический доступ к ним неаккуратных знакомых и родственников. То есть ситуация на дорогах начинает регулироваться самими гражданами.

Неограниченное ОСАГО

Если к управлению допущено неограниченное количество людей, и соответственно их нельзя прописать в договоре, а также понять их историю вождения, то КБМ для страхования определяется по собственнику автомобиля.

В этом случае за прошлый год берется история именно того собственника, который владел этим средством. То есть при смене владельца будет учитываться история предыдущего.

Досрочное расторжение договора

Полис выдается на один год, получить следующий можно только после окончания его действия. Если полис менять хотя бы за один день до окончания его действия, то есть расторгнуть договор страхования досрочно, то законодательство применяет разные способы дальнейшего расчета:

Для «безаварийного» водителя скидка за прошедший период меньше года не учитывается. Считать коэффициент необходимо по предыдущему году.

Для «аварийного» водителя учитываются все фактически произошедшие прецеденты за этот период. Коэффициент повышается даже при досрочном расторжении.

Обратите внимание! Так законодательство устраняет возможность снизить свой коэффициент за счет досрочной смены договора или частой смены собственника. При этом регулируется и дисциплинированность водителей в заключении договоров.

Дополнительная информация. КБМ не привязан навсегда к самому автомобилю. Если его приобретает гражданин у собственника, у которого было неограниченное ОСАГО, и желает вписать в полис только себя – то будет учитываться только по застрахованному лицу.

КБМ в других странах

Изначально система КБМ была разработана в Европе еще в 60-70-х годах. Она стала приобретать популярность через 10-20 лет после внедрения системы обязательного страхования водителей.

Франция

Если автомобилем владеет один из супругов, то учитывается опыт вождения обоих. При этом семейные пары имеют более низкий коэффициент, чем одинокий водитель.

Великобритания

Здесь граждане получают скидку за аккуратное поведение на дороге. Однако, количество случаев, которые приводят к понижению коэффициента, ограничено. Из-за этого злостные нарушители могут иметь такой же бал, как и средние водители.

Швеция

В этой стране принята наиболее строгая система регулирования. Так если в течение срока страхования происходит 3 или более аварии, то компания имеет право вообще расторгнуть договор и лишить водителя страховки. При этом для следующего периода страхования тариф повышается на 100%.

Швейцария

Здесь водители могут, как и в России избежать изменения коэффициента в большую сторону, если не будет страховых выплат. При этом их возможности здесь расширяются – они могут возместить компании выплаты по ущербу уже после того, как они были произведены.

Германия

Здесь водители также могут самостоятельно договариваться вне страховой компании. Это позволяет им избежать повышения коэффициента. При этом за первый год безаварийного вождения скидка наиболее высокая.

Перспективы развития КБМ в России

Законодатели стараются регулярно совершенствовать систему страхования, чтобы с ее помощью регулировать аккуратность водителей. Учитываются и интересы страховых компаний, которые стараются снизить свои риски и увеличить доход.

Здесь существует два направления развития системы: ужесточение отношения к водителю или закрепление коэффициента за транспортным средством, без учета водительского стажа.

При расчете данных по водителю планируется сменить период учета на календарный год вместо дат заключения договора.

При привязке КБМ к автомобилю планируется перевести все полисы на безограничительные условия. Это будет стимулировать их реже менять автомобиль, а значит более внимательно относится к предмету собственности.

Заключение

В любом случае система КБМ приводит к снижению количества аварий на дорогах и делает водителей более ответственными, что является полезным для всего общества в целом.

Источник: https://rsasite.ru/kbm/

Коэффициент КБМ ОСАГО – Таблица классов РСА (бонус-малус)

От чего зависит коэффициент кбм в осаго

КБМ − коэффициент бонус-малус − это величина, которая участвует в калькуляторе расчета стоимости полиса ОСАГО. Данный коэффициент индивидуален для каждого водителя и зависит от наличия или отсутствия ДТП в течении календарного года.

Соответственно КБМ может быть как повышающим коэффициентом в случае, если в течении года было зафиксировано ДТП по Вашей вине и страховая компания выплатила потерпевшей стороне за ремонт, так и понижающим для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия и проездили весь предыдущий год без аварий.

Таблица значений КБМ

Таблица КБМ от РСА (Российского Союза Автостраховщиков) включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент бонус-малус) и класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

КлассКБМПодорожаниеСкидкаКоличество страховых случаев (выплат)01234Класс, который будет присвоен
M2,45145%0MMMM
02,3130%1MMMM
11,5555%2MMMM
21,440%31MMM
31нет41MMM
40,955%521MM
50,910%631MM
60,8515%742MM
70,820%842MM
80,7525%952MM
90,730%10521M
100,6535%11631M
110,640%12631M
120,5545%13631M
130,550%13731M
  • Общее количество классов − 15;
  • Максимальный класс − 13;
  • Минимальный класс − M;
  • Максимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 0,5;
  • Минимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 2,45;
  • Для начинающих водителей применяется 3 класс и КБМ = 1;
  • Определение класса осуществляется один раз в год − 1 апреля по итогам прошедшего года (с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего года);
  • Значение КБМ не обнуляется при перерыве в страховании ОСАГО;
  • Для нескольких автомобилей показатель КБМ является одинаковым;
  • Если в базе РСА несколько различных данных КБМ, то в расчете применяется минимальное значение КБМ.

Примеры расчета КБМ

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 0,95, таким образом Вы получите 5% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,90 и еще 5% скидки (итого 10%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 3 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 2,45.

На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты.

Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,7), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,4 и страховка подорожает на 40%.

Коэффициент КБМ для нескольких водителей

Если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.

Коэффициент КБМ без ограничения водителей

При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.

Примечание: В заключении отметим, что проверить свой класс КБМ можно бесплатно в онлайн режиме на официальном сайте единой базы АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Источник: https://xn----8sbjf0ccs.xn--80aswg/help/kbm/

Кбм в осаго: как рассчитать и узнать коэффициент – нет врёт ли ск?

От чего зависит коэффициент кбм в осаго

Полис «ОСАГО» – наиболее популярная страховая услуга среди граждан Российской Федерации. Его распространение среди населения связано с нормами действующего законодательства, которое обязывает страховать гражданскую ответственность каждого собственника ТС.

Поскольку оформление полиса – платная услуга, граждане часто ищут способы сэкономить. На цену полиса влияет большое количество факторов, один из них – коэффициент бонус-малус. Чтобы узнать, на какую стоимость полиса рассчитывать, необходимо узнать свой класс КБМ по «ОСАГО» (таблица классов размещена ниже).

Разбор понятий

цель работы страховой компании – принесение прибыли ее владельцу. Получить доход в этой сфере можно только в том случае, если средства, полученные от покупаемых полисов, превышают суммарный размер выплаченных компенсаций.

Поэтому при определении стоимости страхового полиса, сотрудники СК используют как технические характеристики транспортного средства, так и регион его регистрации, количество лиц, прописанных в полисе. Между тем, эти параметры не позволяют точно рассчитать вероятность того, что клиент не станет виновником ДТП.

Большое значение имеет опыт самого водителя, стиль его вождения, уровень аварийности. В интересах страховщика привлечь к себе клиентов, которые редко становятся виновниками аварий либо вообще не попадают в подобные ситуации. В таком случае страховая компания сможет привлечь максимальное количество средств, потеряв минимальное.

Поскольку не все водители могут похвастаться идеальной ездой по дорогам общего пользования, был введен коэффициент бонус-малус (КБМ), позволяющий увеличивать стоимость оформления страховки соразмерно риску выплаты компенсации в будущем.

Что такое КБМ в страховании? Это коэффициент, влияющий на стоимость полиса в зависимости от стиля вождения владельца транспортного средства.

Он используется во время расчета стоимости страховки. При аккуратной езде без аварий водителю начисляется бонус, благодаря которому стоимость страхования постепенно снижается.

Малус – обозначение штрафной санкции, которая применяется по отношению к водителям, участвующим в ДТП. Чем ниже КБМ, тем лучше, поскольку этот параметр сильно влияет на стоимость страхования.

По сути, КБМ дает возможность получить скидки по «ОСАГО» за безаварийную езду. Чем дольше гражданин сотрудничает со страховой компанией без получения компенсаций, тем меньше ему придется заплатить за оформление полиса.

Для страховщика это хороший способ удержать надежного клиента, а для страхователя – сэкономить на оформлении страховки.

Справка! При максимальном коэффициенте цена полиса может возрасти вдвое.

Расчет КБМ

КБМ применяется во всех страховых компаниях, работающих с договорами «ОСАГО». Ключевым понятием в данном случае является класс коэффициента бонуса-малуса.

От этого показателя зависит, сколько гражданину придется заплатить за страховку, и как долго придется ездить без аварий, чтобы получить полис по минимальной стоимости.

Как определяется КБМ для «ОСАГО»? Уже при первом обращении в СК страхователю присваивается определенный класс. Если водитель будет ездить аккуратно, он повышается на следующий год.

Аварии, соответственно, приводят к снижению класса. Чем выше этот показатель, тем лучше. Так, к примеру, если у водителя тринадцатый класс, надбавочный коэффициент бонус-малус составит всего 0,5%, что существенно повлияет на стоимость страхового полиса.

Исходный параметр

При первом обращении в страховую, клиенту присваивается определенный класс скидки по «ОСАГО». Для новых клиентов устанавливается третий класс. Это значит, что КБМ соответствует единице.

Чтобы рассчитать, насколько этот показатель повлияет на стоимость полиса, необходимо от единицы отнять коэффициент, соответствующий классу, после чего умножить результат на сто процентов.

То есть, если у водителя третий класс, расчет производится следующим образом: (1 – 1) * 100%. Очевидно, что в результате расчета будет получен результат – 0%. Это значит, что размер страховой премии не увеличивается и не уменьшается. Соответственно, за услугу придется заплатить по базовой ставке.

Ознакомиться со всеми страховыми коэффициентами «ОСАГО» (КБМ) можно, изучив следующую таблицу:

На основании данных этой таблицы можно сделать несколько выводов:

  1. Увеличение класса снижает коэффициент на 0,05. Соответственно, с каждым годом размер скидки увеличивается на пять процентов.
  2. Добиться снижения стоимости сложнее, нежели повышения. Так, при четвертом классе КБМ составляет 0,95 (снижение на 0,05), в то время как при втором классе этот показатель увеличивается до 1,4 (увеличение сразу на 0,4).
  3. После получения первой – четвертой страховой выплаты (в зависимости от конкретного класса), гражданину будет присвоен максимальный КБМ водителя (2,45). Соответственно, дальнейшее оформление страхового полиса обойдется ему дороже.

Если водитель ездит без аварий на протяжении десяти лет, то по истечении этого времени скидка на оформление полиса составит: (1-0,5) * 100% =  50%. То есть, полис обойдется в два раза дешевле, нежели при базовой ставке.

Факторы влияющие на КБМ

На формирование коэффициента бонус-малус влияет несколько факторов. В первую очередь – сам водитель. Чем аккуратнее он управляет транспортным средством, тем ниже будет КБМ. От этого напрямую зависит присваиваемый класс, который, в свою очередь, влияет на сам КБМ.

На данный параметр, кроме стиля езды, имеет влияние водительский опыт. Чем дольше гражданин за рулем, тем выше скидка (из-за увеличения классов).

Важно! На коэффициент сильно влияют страховые выплаты.

Для понижения класса достаточно получить всего одну компенсацию. Из-за этого, к примеру, можно перейти с тринадцатого класса в седьмой. При большом количестве страховых выплат во время последующего оформления полиса может быть установлен максимальный КБМ – 2,45.

Нужно также обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Если в полисе применяется ограничение количества водителей, то есть прописано несколько граждан, допущенных к управлению, используется наименьший класс, присвоенный одному из водителей.
  2. КБМ при неограниченной страховке определяется по собственнику ТС, то есть лицу, оформляющему страховку.

Соответственно, можно сделать следующий вывод: если гражданин хочет прописать в полисе несколько водителей, желательно, чтобы у них были высокие классы.

Как определить действующий КБМ

Наиболее простой и верный способ узнать, какой страховой коэффициент «ОСАГО» (КБМ) присвоен действующему полису – обратиться в офис страховой компании.

Представив личные данные гражданин сможет получить всю информацию, которая его интересует. Однако для этого необходимо покидать дом/рабочее место и тратить личное время.

В некоторых случаях узнать класс КБМ по «ОСАГО» можно, внимательно перечитав полис.

Хотя страховщики не обязаны заносить эту информацию в данный документ, иногда подобное случается. Узнать значение КБМ для «ОСАГО» можно и в дистанционном режиме, использовав базу «РСА».

Для этого необходимо перейти на сайт РСА и заполнить специальную форму. После этого пользователю будет выведена таблица с текущим классом, коэффициентом и количеством страховых выплат.

Чтобы понять, какой коэффициент будет присвоен во время следующего оформления полиса, достаточно проанализировать полученные данные и сравнить их с таблицей, размещенной выше. Также можно воспользоваться сторонним сервисом. Подобную возможность, к примеру, предоставляет следующий ресурс.

Максимальный КБМ по ОСАГО

От чего зависит коэффициент кбм в осаго

В 2021 году каждый автомобилист по закону обязательно должен приобрести страховой полис ОСАГО. Документ необходим для постановки автомобиля или мотоцикла на учет в ГИБДД. Ввиду того, что пакет услуг стоит дорого, аккуратным водителям предоставляется возможность сократить расходы путем применения КБМ (коэффициента бонус-малус).

За вождение без аварий на протяжении 10 лет присваивается максимальный КБМ по ОСАГО, который позволит получить скидку в 50%.

От чего зависит стоимость ОСАГО

Расчёт стоимости полиса ОСАГО производится согласно указанию Центробанка России № 3384-У. Единый порядок действует для всех категорий страховщиков.

Базовую тарифную ставку страховая компания определяет самостоятельно в зависимости от вида транспортных средств, статуса их владельца (частное лицо или юридическое) и цели использования.

Ведется учет специальных коэффициентов, которые рассчитываются по ряду факторов.

Чтобы подсчитать цену страхования, можно воспользоваться онлайн-калькулятором. В нем указаны все необходимые показатели:

  • тип ТС – грузовое авто, легковое, мотоцикл, скутер;
  • один водитель или несколько будут управлять ТС;
  • возрастной показатель, опыт вождения и водительский стаж;
  • мощность двигателя (количество лошадиных сил под капотом);
  • период действия полиса (чем больше срок, тем ниже стоимость);
  • предыдущие страховки;
  • регион, где будет эксплуатироваться машина.

Одним из важных показателей, непосредственно влияющих на стоимость полиса страхования автогражданской ответственности, является коэффициент bonus-malus (КБМ).

Что такое КБМ

Дадим определение понятия, что представляет собой «бонус-малус». КБМ применяют компании при расчете величины страховых премий по действующему договору. В переводе с латыни «bonus» означает хороший, а «malus» — плохой. Также можно понимать, как показатели высокий (англ. big) – низкий (lov).

Данный коэффициент соответствует классу, который СК должна присвоить владельцу авто или водителю. Действует он, начиная с 2003 года. Применяется при заключении срочного договора на один год.

Таким образом страховые фирмы поощряют ответственных автовладельцев или наказывают тех, кто нарушает правила движения и становится виновником дорожных происшествий.

От того, какой класс КБМ будет применен, будет меняться стоимость договора автострахования.

Значение коэффициента может понижаться или повышаться в зависимости от наличия или отсутствия аварийных ситуаций, в которых водитель становился виновником.

Если полис приобретается впервые, то цена его будет выше. При продлении страховки и езде без аварий в предыдущем году водителю присваивается более высокий класс, а величина скидки возрастает. Узнать величину КБМ каждый владелец авто может по специальной таблице, но проще это сделать на сайте РСА.

Коэффициент бонус-малус по действующим правилам применяется только при условии заключения или внесения изменений в новый договор ОСАГО на 12 месяцев или один год. Существует несколько видов КБМ: водительский, собственника авто, расчетный (применяется при подсчете итоговой суммы премии).

Уровень у начинающего водителя

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

Первоначально страховая компания присваивает водителю 3 класс, а за безаварийные поездки у него есть все шансы в следующем году получить 4 класс. По завершении одного безаварийного года показатель будет уменьшаться, но аварии, совершенные в предыдущие годы забыты не будут, а останутся в базе и будут влиять на процент скидки.

КБМ полностью зависит от водительского стажа. Класс будет присваиваться каждому автовладельцу после покупки полиса. Всего их 14. Новичок с нулевым стажем получит класс М, то есть минимальный.

Кстати, нулевой класс может быть присвоен также тем, у кого стаж насчитывает более 10 лет, если они в предыдущие годы стали участниками четырех и более аварий.

Новичкам следует быть предельно внимательными во время поездок, так как любое совершенное ДТП приведет к удорожанию страхового полиса. На протяжении первого года страхования это бывает особенно важно.

Новички без страхового стажа должны всяческими способами избегать повышенной страховой ставки. Частыми становятся ситуации, когда начинающие водители не спешат оформлять страховку, чтобы их КБМ не менялся.

Поцарапав капот автомобиля соседа или разбив случайно фару при выезде из гаража, они не обращаются к страховщику. Всегда можно договориться с другим водителем и возместить ему ущерб либо устранить последствия столкновения самостоятельно. Цена вопроса иногда составляет всего 1500-2000 рублей.

Если оформить происшествие в СК, то класс водителя будет понижен, а КБМ будет больше единицы.

Если новичок недавно прошел обучение в автошколе и имеет трехлетний водительский стаж, то для него могут быть применены скидки, соответствующие классу от 0 до 2. Размер скидки рассчитывается путем умножения стоимости ОСАГО на коэффициент бонус – малус.

Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса.

Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования.

Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.

Если на протяжении года договор действовал, и не было аварий, то класс водителя повышается на одну единицу, а коэффициент, соответственно, понижается на 0,05.

Достигнув за 10 лет 13-го класса, самого лучшего показателя, водитель получит 50-процентную скидку на полис. Это будет означать, что за все десять лет страховой фирме не приходилось выплачивать компенсацию за аварии.

Если стать виновником дорожных происшествий более 4 раз за год, тогда можно заработать максимальный показатель КБМ, равный 2,45.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Рассмотрим на конкретных примерах, как будет начисляться стоимость будущего страхового полиса и как используются данные таблицы для определения текущего КБМ:

  1. Водителю страховая компания присвоила 5 кл., он соответствует КБМ-показателю 0,9. Если в период действия данного полиса по вине водителя произойдет авария, то на следующий год СК ему присвоит только 3 кл., где КБМ равен 1. Когда водитель целый год проездил без происшествий, его класс возрастет до 6-го, а КБМ будет равняться 0,85. Не нужно волноваться о сохранности коэффициента при покупке полиса ОСАГО у другой компании-страховщика, КБМ останется неизменным и действующим. Нужно будет просто сообщить его сотруднику той фирмы, услугами которой он планирует пользоваться.
  2. Сергей Иванович Петров обратился в страховую фирму в январе 2021 года. При оформлении договора о страховке ему был присвоен 9 класс и 30-процентная скидка к базовому тарифу, согласно коэффициенту БМ. Данные сведения позволяют утверждать, что автовладелец неоднократно пользовался услугами данной СК и каждый раз получал за безаварийное вождение скидку в 5%. Что его ожидает при отсутствии страховых случаев или аварий? Через год наш Сергей Иванович снова посетил офис страховой фирмы с целью заключить новый договор. Поскольку клиент считается хорошим водителем, ездит без происшествий, то сотрудник СК, согласно таблице определения бонус-малуса, назначил ему понижающий КБМ за прошедший год. Таким образом, водителю присваивается 10 класс и коэффициент 0,65, дающий право на получение скидки 35%.
  3. Спустя еще год Сергей Иванович снова пришел в ту же компанию, но в прошедшем году он стал участником и виновником сразу двух аварий. Поскольку у него был 10 класс, то по причине совершенных ДТП он будет понижен до 3-го, а коэффициент будет равняться единице. В таком случае он должен будет оплатить полис ОСАГО полностью. Скидка ему предоставлена не будет.

Коэффициент является своеобразным стимулом ездить по дорогам России без аварий и наездов на пешеходов. В этом случае их денежные затраты на приобретение полиса ОСАГО значительно сократятся.

Перечислим основные особенности начисления коэффициента:

  • следование принципу безаварийной езды;
  • КБМ присваивается по данным предыдущего полиса, действие которого закончилось;
  • договоры, заключенные на срок менее 12 месяцев, не учитываются (устанавливается «дежурный» КБМ, равный единице);
  • класс и стаж (опыт), причем действует разграничение между водителем и собственником авто;
  • увеличить КБМ можно не попадая в аварии на протяжении текущего года;
  • при продлении полиса с той же компании или другой действующая скидка сохраняется.

В некоторых городах сторонние фирмы продают поддельные полисы ОСАГО, предлагают бронь, а также чистые и заполненные бланки. В случае покупки такого документа после аварии автовладельцу придется восстанавливать автомобиль за свой счет, так как никто страховку выплачивать не будет.

Липовые полисы гражданской ответственности стоят гораздо меньше, чем оригиналы, особенно если дело касается иномарок. Однако ошибочно считать, что вы самый лучший водитель, который сможет избежать аварийных ситуаций. В жизни бывает всякое, и недаром есть поговорка – скупой платит дважды.

Источник: https://strahovoy.online/kbm/razmer-kbm-po-osago.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: