Относится ли к памятникам культуры памятниу пушкину

Как дворянская семья установила в своем имении копию памятника Пушкину

Относится ли к памятникам культуры памятниу пушкину

6 июня 1880 года, в день рождения великого поэта (по новому стилю), в Москве на Тверском бульваре был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину. Это факт общеизвестный. А вот о том, что спустя несколько недель его уменьшенная копия появится в селе Селищи Нижегородской губернии, мало кто знает.

Открытие памятника А.С. Пушкину на Страстной площади в Москве 6 июня 1880 года.

Автором московского памятника был скульптор А.М. Опекушин. Открывали монумент торжественно, а мероприятия растянулись на три дня. В первый день, 5 июня 1880 г., гвоздем программы стала пушкинская выставка, материалы для которой собирали буквально всем миром.

В здании Благородного собрания были представлены автографы, портреты, личные вещи и произведения поэта. На следующий день на площади торжественно открывался памятник.

А в Московском университете проходили чтения, на которых свои доклады представили ректор вуза, историк русской литературы Н.С. Тихонравов, профессор В.О. Ключевский, известный педагог и общественник Н.В. Стороженко.

В последующие дни крупнейшие русские писатели Федор Достоевский, Иван Тургенев и Иван Аксаков выступили на совещании Общества любителей русской словесности. Это были их лучшие речи, моментально разошедшиеся на цитаты.

Скульптор А.М. Опекушин.

Как проходил отбор

Бывший крепостной Александр Михайлович Опекушин создал немало замечательных памятников. Широко известны его авторские и коллективные творения, такие как “Тысячелетие России”, фигуры для монумента Екатерине II, скульптура и бюст Петру Великому.

Памятник Пушкину Опекушин считал делом всей своей жизни. Ради его создания он забросил другие заказы и три года трудился только над этим проектом. Эскизы заняли 10 альбомов.

Кроме того, им были созданы 30 эскизов из глины и пластилина. Скульптор тщательно изучал все прижизненные портреты поэта, встречался с родственниками. Пригласил в помощники архитектора И.С.

Богомолова для создания пьедестала памятника.

Александр Михайлович три раза подавал документы на конкурс в специальную комиссию, в которую входили эксперты-архитекторы А.И. Резанов и Д.И. Гримм, художники-академики П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, Ф.И. Йордан, И.П. Келлер, М.П. Клодт фон Юргенсбург, литераторы В.П. Гаевский и П.В. Анненков.

Как Опекушин создавал самый знаменитый памятник Пушкину

По правилам конкурса полагалось в восьмимесячный срок представить в комиссию проект памятника, состоящий из двух частей: 1) модели фигуры поэта из гипса, воска, или глины размером в 8-9 вершков (39,6 см.); 2) пьедестала в произвольном размере.

В помощь конкурсантам прилагался план местности на краю Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, где предполагалось разместить монумент. Настоящие размеры будущего памятника не обговаривались. Стоимость готового памятника в натуральную величину первоначально не должна была превышать 60 тыс. рублей1.

Но денег по всенародной подписке было собрано около 130 тыс. руб. В итоге высота бронзового памятника на постаменте составила около 11 метров2.

В конкурсе на сооружение первого в России памятника Пушкину участвовали все известные скульпторы того времени. Среди них были и такие корифеи, как П.П. Забелло, И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Лишь в 1875 г.

определился победитель, которым и стал молодой Опекушин. Комитет отметил необыкновенную портретную схожесть и одухотворенность поэта. Скульптура была лаконична, аристократична и проста.

Выражение лица серьезно, задумчиво и гармонично.

Открытие памятника А.С. Пушкину в имении нижегородских дворян Званцовых в с. Селищи. 27 июля 1880 года.

Семья почитателей Пушкина

В день открытия памятника дворянин Константин Званцов, ярый поклонник Пушкина, будучи в Петербурге, записал в своем дневнике: “6 июня 1880 г. Пятница. Открытие в Москве памятника Пушкину у Страстного монастыря. Повсеместное торжество.

Чувства и мысли – вечно не понят и выставлен в грязь: св. Евангелия от Матф. XXIII.29 – 32.”3. Далее он отметил, что в Исаакиевском соборе прошла панихида в память поэта. А вечером семья Званцовых с друзьями вспоминала Пушкина и читала его стихи. Константин в 1837 г.

был 14-летним подростком, но трагедия, произошедшая с поэтом, больно врезалась в его память. В дневнике часто встречаются мысли о поэте, его судьбе, несправедливости произошедшего. Имея поэтический дар, К.И. Званцов переводил стихи с немецкого, польского, французского, английского языков.

В дневнике есть небольшой набросок его стихотворения, заканчивающийся такими строками:

Убив тебя, безумием венчали

И пред твоим подножьем пали ниц!

Дворяне Званцовы были людьми высокообразованными, тонко чувствующими искусство. Именно в своем родовом имении в селе Селищи в 1880 г. братья Петр, Константин и Николай Званцовы установили памятник А.С. Пушкину – уменьшенную копию скульптуры А.М. Опекушина.

“Шаляпин в юбке” – так называли звезду оперы Веру Петрову-Званцеву

Владелец имения Петр Иванович Званцов (1825-1892) боготворил память А.С. Пушкина. Специально ездил в Святогорский монастырь, чтобы поклониться могиле поэта. Бывал в селе Михайловском у младшего сына Александра Сергеевича – Григория. По воспоминаниям помещика П.В.

Приклонского, Петр Иванович просил Пушкина продать или подарить ему на память какую-нибудь бумагу с автографом поэта, а также поделиться воспоминаниями. Но Григорий Александрович ничем не мог помочь обожателю таланта отца. С такими просьбами к нему обращались многие люди. В своем имении он сделал мемориальный кабинет А.С.

Пушкина, бережно сохраняя все имеющиеся у него материальные свидетельства его жизни и смерти. Некоторые документы Г.А. Пушкин временно передал на выставку к открытию памятника в Москве. Воспоминаний же об отце, как он говорил, не имел по причине своего малолетства.

Когда поэт скончался, ему шел всего второй год от роду, поэтому знать об отце он мог только со слов других людей.

Как нижегородское село стало родиной героев Пушкина

В имении Званцовых был создан театр, действовавший в теплое время года по воскресным дням. В репертуар вошли и произведения Пушкина.

В качестве актеров выступали как владельцы имения, так и их родственники, соседские помещики и крестьянские дети. Иногда приезжали и профессиональные актеры: Н.Н.

Званцев – актер Московского художественного театра и его жена – оперная певица В.Н. Петрова-Званцова, которую московская публика любовно называла “Шаляпин в юбке”4.

Театральный сезон 1879 г., с. Селищи. Сидят: М.Е. Пртеленцкая, Е.В. Запольская, А.В. Дмитриева, В.В. Дмитриева, П.И. Званцов. Стоят: А.Л. Пушкин, П.И. Цеплинский, Н.И. Званцов, П.В. Запольский.

В соседях – племянник поэта

Пушкинская атмосфера дополнялась тем, что недалеко от Селищ находилось имение Болдино, в котором с 1866 г. проживала семья Анатолия Львовича Пушкина (1846-1903) – племянника А.С. Пушкина. Званцовы и Пушкины были очень дружны, часто навещали друг друга, как в Селищах, так и в Петербурге.

Вместе ходили в театр, пили чай, исполняли и слушали романсы, беседовали и спорили о России. Кроме того, семья Пушкиных часто останавливалась на 2-3 дня в Селищах, чтобы играть в воскресных спектаклях у Званцовых. На мероприятии по венчанию памятника А.С.

Пушкину племянник поэта был не только почетным гостем, но и артистом любительского театра во время Пушкинского вечера.

Племянник А.С. Пушкина – Анатолий Львович Пушкин. Государственный исторический архив Чувашской республики.

С достоверностью нельзя сказать, был ли П.И. Званцов на открытии памятника в Москве. Но А.Л. Пушкин не только был, но, по мнению организаторов, проявил самое деятельное участие в мероприятии5. Он передал на выставку рукописный экземпляр “Истории Петра I”, а также копию пастелью портрета А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского.

Слева направо: К.И. Званцов, П.И. Званцов, Н.И. Званцов, А. Дизенви. 2 августа 1873 г.

Торжественное открытие памятника в имении

В воскресенье, 27 июля 1880 г., состоялось торжественное открытие памятника Пушкину в имении. Подготовка велась обстоятельно.

Была продумана программа Пушкинского вечера, назначены артисты, определено место постамента, приглашен фотограф А.Н. Морозов, приведен в порядок театр и подписаны места для публики, проведена генеральная репетиция.

Все это с хронологической точностью запечатлел в своем дневнике 1880 года Константин Иванович Званцов:

“12 июля. Субб. Драматические отрывки Пушкина. Репетиция. Морозов.

14 июля. Понед. Дождь. Театральное совещание. Н.В. Запольский читает водевиль: “Барышня-крестьянка”. Установление репертуара. Все разъехались.

20 июля. Воскресенье. Ильи Пророка. Прелестный день. Солнце. Ходят тучи. Издали гром. Репетиция. Мое участие. Обычная публика. Гримировка актеров. Мои антракты. “Лакомый кусочек”. “Барышня-крестьянка”. Шло отлично.

25 июля. Пятн. Такой же прелестный день. Запольский. Морозов. Поздно. Известие о болезни Е.В. Запольской. Приехали: Н.В. Запольский с В.Г. Петровичем. Завтрак. Сон. Обед. …К ужину из Сарги: Александра Влад. и Алекс. Влад. Звездная ночь. С Морозовым заготовка билетов – 67 кресел.

Тест “Родины”: К кому Пушкина поселили на самоизоляцию

26 июля. Субб. Прелестный день. Солнце. Ветер. Наклеивание NN на кресла. Воскресенский и Н.В. Дмитриев. Приготовления. Приехали: Н.П. Ильина и Елиз. Вас (Запольская). Та совсем больна! Хорошая репетиция. Стихотворения Полонского и Яхонтова. Александра Влад. отлично произнесла монолог Татьяны! Звезды…

27 июля. Воскр. Прелестный день. Гирлянды. Визит к больной Елиз. Вас. Романсы Глинки и Виардо. С 7 час публика. Мое объявление и контора! Публике нет числа! Жара страшная.

Пушкинский вечер: сцены из “Русалки”, “Бориса Годунова”, “Каменного гостя”, “Евгения Онегина” и “Скупого рыцаря”. П.В. Запольский поет романсы: “Я помню чудное мгновенье” Глинки, “Заклинание” Виардо, и “Пью за здоровье Мери” Глинки.

Стихотворения Полонского, Яхонтова и Плещеева…

Венчание памятника Пушкина. Антракты с Варей Язвицкой, с Н.Г. Петрович, с М.П. Запольской и с Е.Н. Ястребцовой. …Звездная ночь. 3 1/4 утра. Грусть. Бессонница.

28 июля. Понед. Прелестный день. Театральное совещание. Споры. Альбомы. Крепкий сон. Фотографии Морозова. После обеда остались только Запольские”.

…Само по себе удивительно, что в небольшом поместье Нижегородской губернии в конце ХIX в. поклонники творчества Пушкина установили ему памятник и бережно хранили память о великом русском поэте.

К сожалению, архивные документы, просмотренные автором, не дают ответа об авторе копии памятника в Селище, как и о его параметрах и дальнейшей судьбе.

Может, кто-то из читателей “Родины” знает больше и расскажет об этом.

Налейте мне вина кометы! Тост-исследование любимых напитков Пушкина

1. Два века с Пушкиным: Материалы об А.С. Пушкине в фондах отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Каталог. СПб., 2004.

2. Чубуков В.В. Всенародный памятник Пушкину. М., 1999.

3. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1045. Званцов К.И., Криступ К.К., 1880 г.

4. Подробнее о ней: Горощенова О.А. “Шаляпин в юбке” // Родина. 2021. N 4. С.110-113.

5. Нечаева Н.С. Московская Пушкинская выставка 1880 г. (по материалам архива Л.И. Поливанова) // Временник Пушкинской комиссии, 1980. Л., 1983. С. 146-155.

Источник: https://rg.ru/2021/06/04/kak-dvorianskaia-semia-ustanovila-v-svoem-imenii-kopiiu-pamiatnika-pushkinu.html

Относится ли к памятникам культуры памятниу пушкину

Относится ли к памятникам культуры памятниу пушкину

Но главное оставалось неизменным – изобразить поэта задумчивым, углубленным в собственные мысли, обдумывающим очередное произведение.

К работе над пьедесталом Опекушин привлек архитектора Ивана Семеновича Богомолова, который создал изящные ступени, невысокий цоколь, 18 гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой стороне и гирляндами литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около монумента завершили композиционную задумку архитектора.

Место для установки памятника было определено в Москве в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская), на противоположной стороне от Страстного монастыря. По различным причинам открытие откладывалось несколько раз, и наконец 6 июня 1880 года в день рождения поэта памятник торжественно открыли.

Бондарев, с 1993г. проживающий в США.

Человек слова и дела, так вкратце можно охарактеризовать Александра Бондарева – основателя, Председателя Совета Директоров и Президента в США благотворительного Фонда Развития СНГ (поставка гуманитарной помощи в страны СНГ), автора свыше пятидесяти изобретений и более сорока печатных трудов в области металлургии, издателя журнала православной интеллигенции ”Трибуна русской мысли“. Журнал стал своеобразным мостиком: сначала канонического общения, а затем и воссоединения Русской Православной церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московской Патриархии.

В своём выступлении по случаю открытия Русского дома ”Родина“ Александр Бондарев отметил, что приоритетными направлениями в деятельности общества остаются благотворительность, сохранение культурно-исторических традиций русского мира, а также просветительская работа с детьми и молодёжью.

Внимание Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа.

История создания[править | править код]

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А.

М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме).

Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью.

А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

Надписи на пьедестале[править | править код]

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник».

При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[7].

Важно Всё жюри признало и премировало на равных основаниях (но не первой премией) лишь двух скульпторов — П. П. Забелло и А. М. Опекушина. Им надлежало теперь уже вступить в соревнования между собой и участвовать в третьем конкурсе.

Совершенно неожиданно на третий конкурс представили свои модели И. Н. Шредер и М. М. Антокольский. Проект Шредера изображал многоступенчатый пьедестал, наверху которого в несколько подчёркнутой театральной, «вдохновенной» позе стоял Пушкин с гусиным пером в руке.

На пьедестале были размещены и многочисленные герои поэм, стихотворений Пушкина, барельефы.

У Антокольского на вершине скалы или утёса была установлена фундаментальная скамейка, на которой в спокойной и несколько задумчиво-грустной позе, наклонив голову, сидел Пушкин. К нему вели вырубленная в скале лестница, огороженная тонкими металлическими перилами.

А. М. Опекушин Памятник А. С. Пушкину. 1880 бронза Москва, Пушкинская площадь[1] Изображения на Викискладе Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 771410726170006 (ЕГРОКН) объект № 7737613000 (БД Викигида)

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 (18) июня 1880 года. Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где он и находится до сих пор.

Описание[править | править код]

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ.

Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением.

Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника.

В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский.

В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф.
М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры[5].

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов[6].

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину.

У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Надписи на пьедестале

Отдельного внимания заслуживают надписи, которые украшают пьедестал московского памятника поэту. В частности, на них можно увидеть строки из его стихотворения «Памятник».

С этим произведением связана интересная и занимательная история.
При его публикации в девятом томе посмертного издания Жуковский, который выполнял функции издателя и составителя, изменил текст стихотворения из цензурных соображений.

Он заменил опасные, по его мнению, строки («Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более нейтральные «Что прелестью живой стихов я был полезен»). А также провел косметическую правку тринадцатой строки для сохранения рифмы в тексте.

В 1861 году по всем губернским учебным управлениям был разослан циркуляр Министерства народного просвещения, в коем было начертано:

«Бывшие воспитанники всех курсов императорского Александровского лицея, уверенные в глубоком сочувствии соотечественников к памяти питомца сего заведения Александра Пушкина, обратились с просьбою о дозволении открыть повсеместно подписку для сооружения покойному нашему поэту памятника, достойного народной его славы.

Государь император высочайше соизволил повелеть открытие подписки поручить Министерству внутренних дел, самый же памятник поставить в Царском Селе, в бывшем лицейском саду…»

Далее в циркуляре сообщалось, каким порядком через уездные казначейства направлять деньги на сооружение памятника.

То, что правительство устранилось от участия в создании памятника, сразу же сказалось на ходе всего этого предприятия.

Проект не вызвал одобрения комиссии и энтузиазма публики. Поэтому перед конкурсом комитет обратился с воззванием об усилении сбора средств и основными пожеланиями по поводу особенностей будущего памятника.

В нём говорилась, что следует приступить к сооружению памятника, отвечающего идеалу простоты и единства, которые «желательно было бы видеть осуществлёнными в памятнике поэту, отличавшемуся в своих произведениях именно этими чертами».

Конкурс был объявлен и проводился в Петербурге.

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году.

Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю 1 о том, что следует почтить память поэта.

В другой модели поэт тоже стоял на усечённом пьедестале, напоминающем обелиск, по которому вились гирлянды, и примерно на половине его высоты была прикреплена фигура Музы.

Выставка проектов, проходившая в зале Петербургского опекунского совета, наконец, закрылась. Жюри не сочло возможным ни одному из проектов присудить первую премию.

Поощрительные же премии получили модели, авторами которых при вскрытии конвертов и расшифровке девизов оказались скульпторы А.
Р. Бок, П. П. Забелло, Е. М. Ильенко, А. М. Опекушин и И. Н. Шредер.

Было решено провести ещё один конкурс в следующем, 1874 году.

Александр Опекушин вновь погрузился в работу. Снова — десятки рисунков и моделей. Но, как и на первом конкурсе, сам ваятель не мог остановиться на каком-либо одном решении.

Источник: https://juristmsk.com/otnositsya-li-k-pamyatnikam-kultury-pamyatniu-pushkinu/

Лучшие портреты и памятники Пушкину. Часть 2

Относится ли к памятникам культуры памятниу пушкину

Памятник Пушкину работы Опекушина в Москве на Пушкинской площади около кинотеатра «Россия» — удивительная удача выдающегося скульптора. Входит в десятку лучших памятников России наравне с памятниками «Петру I» Фальконе в Санкт-Петербурге и «Минину и Пожарскому» Мартоса в Москве на Красной площади.

В этот перечень не включено «чудо» света «Родина Мать» Вучетича,  так как памятник этот символический. Данная оценка сделана по большому счету: как с учетом достоинства скульптуры (но виртуозных памятников много), так и по их символической значимости. Да и кто не знает эти памятники.

Работы Опекушина отчасти опровергают мнению «экспертов», плачущих по загибающейся русской скульптуре второй половины XIX века.

Если кому-то не нравятся цари из династии Романовых, памятники которым делал Опекушин, то какое это имеет отношение к скульптуре. Если кто-то считает, что академической скульптуры было чересчур много, то много – не мало.

А если кто-то просто жаждет перемен и, как в известном фильме просит: «Дайте мне бурю!», то пусть идет и прыгает с парашютом (сейчас с этим нет никаких проблем).

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) родился в Ярославской губернии через год после смерти Пушкина, а умер тоже в Ярославской губернии за год до смерти Ленина. Из крепостных крестьян, в 1859 (в 21 год) освободился от крепостной зависимости, выкупив себе вольную.

Хотя не был официально зачисленным учеником Императорской Академии художеств, под руководством профессора Академии Д.И.Иенсена получил художественное образование, посещая в течение пяти лет (1859-1864) скульптурный класс Академии в качестве вольноприходящего ученика.

До этого обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Справка. Общество поощрения художников создавалось меценатами, потом попало под покровительство царей: например, К.П.Брюллов ездил в Италию (первая поездка в молодости) на грант этого общества.

Там и заметили талантливого юношу, а еще раньше — в начале 1950-ых Опекушин работал в артели лепщиков и штукатурщиков. Одним словом, образование получил хорошее, академическое. Как не вспомнить «творчески настроенных» Коненкова и Голубкину, которых приняли в Академию, но которые так торопились начать «творить», что сбежали из Академии — и это заметно по их работам.

Опекушин прошел определенную практику, участвуя в работе над «Памятником Тысячелетию России», открытым в 1862 в Новгороде (Великом), но славу себе не стяжал, так как всех затмевал Микешин, автор (хотя сам не лепил) очень удачной идеи памятника в виде колокола.

Памятник весьма хороший и не в последнюю очередь вследствие высокого мастерства исполнителей отдельных фигур.

Тот самый случай, когда изживающая себя идея многофигурных композиций вдруг обрела естественность и органичность, правда, фигуры были не символические, а представляли известных российских деятелей.

М.О.Микешин, И.Н.Шредер, Р.К.Залеман, П.С.Михайлов, Н.А.Лаверецкий, М.А.Чижов. Памятник Тысячелетию России. 1862. Бронза, гранит. Великий Новгород

Хотя Микешин привлекал к работе над памятником Опекушина, его фамилии даже нет среди авторов.

Фамилия Опекушина появилась среди авторов при создании Микешиным (общая идея) «Памятника Екатерине II» в Санкт-Петербурге и тоже в виде колокола. Можно только похвалить предприимчивого Микешина, который не стал заморачиваться с формой второго памятника, памятуя, что «от добра добра не ищут», повторив форму предыдущего памятника, иначе памятник не был бы так красив.

М.О.Микешин, М.А.Чижов, А.М.Опекушин. Памятник Екатерине II. 1873. Бронза. Санкт-Петербург

Жизнь – хитрая штука. Первое конкретное решение о создании памятника Пушкину было принято в 1860. Цари притормаживали данное мероприятие, их понять можно: только -только взошедший на престол Александр II в 1855 разрешил декабристам вернуться с из ссылки, а среди декабристов были некогда друзья Пушкина.

Как памятник попал в Москву? Сначала было дозволено поставить его в Царском Селе, но потом речь зашла о Петербурге. Это показалось слишком и Александр II разрешил поставить его в Москве на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Первоначальные проекты, представленные на конкурс, вызывали недоумение. При этом, их представили блестящие скульпторы: потомственный скульптор, блестяще образованный, Н.С.Пименов (1812-1864), а также учившийся у него некоторое время М.М.Антокольский (учился в Академии как вольнослушатель в 1862-1868 годах). Приведем фото этих проектов.

Н.С.Пименов. Проект памятника Пушкину. 1862. Гравюра. Пименов был блестящий рисовальщик

М.М.Антокольский. Проект памятника Пушкину 1875

Когда Антокольский еще только учился, ему была простительна «белиберда» в виде персонажей пушкинской литературы (в «одном флаконе»: Борис Годунов, Моцарт, Сальери, Русалка и т.п). Н.И.Крамской шутил в письме Репину:

«решительно невозможно на улице, на площади, где снуют тысячи народа, солнце во все глаза, пыль, шум… и вдруг видения… Мистицизм и спиритизм в Москве, днем, на Страстной площади?!».

В наше время все сходит за искусство: сходите на Поклонную Гору, там много такого мистицизма: и «пошинкованный» как докторская колбаса Змий, и штабеля человеческих фигур, и Ангел, воспринимающийся на расстоянии будто что-то летело, а потом зацепилось за обелиск, — спасибо президенту Российской академии художеств Церетели. Как-то в Доме книги на Арбате продавец умолял купить трехтомник в специальной коробке с репродукциями его работ за триста рублей, потом снизил цену до двухсот, а ведь надо полагать, там и «живопись» академика. Вот если бы магазин сам приплатил, может, кто и забрал бы трехтомник.

По итогам трех конкурсов в 1873, 1874, 1875 годов конкурсная комиссия выбрала модель памятника Опекушина как «соединяющая в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Опекушин. Памятник Пушкину. Открыт в 1780

Опекушин. Памятник Пушкину. Фрагмент

Опекушин. Памятник Пушкину. Фрагмент

Фрагмент

Прирожденный монументалист Опекушин сумел создать образ поэта гражданина, мыслителя.

Памятник пластичен в том смысле, что фигура имеет естественную трехмерность (полуразворот фигуры, вынос ноги, разворот головы, масса ассиметрий), то есть чувствуется объем.

Прекрасно обыгран плащ, который придает фигуре слитность с постаментом, придает памятнику визуальное равновесие; выигрышна светотеневая игра складок одежды, что важно для монумента. Голова тоже хороша.

В отличие от портрета в станковой скульптуре, предназначенной для рассмотрения с близкого расстояния и не связанной с окружающей архитектурой, в монументе лицо героя не играет первостепенной роли и, в силу удаленности от зрителя требует не столько мелких деталей, сколько крупных выразительных членений.

Не случайно когда-то Фальконе перепоручил сделать голову на памятнике Петру своей помощнице Колло, поскольку понимал, что в конной статуе голова человека – не главное.

После посмертной маски Пушкина, бюстов Пушкина работы Гальберга и Витали, портретов Тропинина и Кипренского проблем с  головой памятника у Опекушина не было.

Да и вряд ли, делая лицо Пушкина, он мог превзойти эти живописные и скульптурные работы.

Его заслуга прежде всего в фигуре, общей композиции, мастерской посадке головы, то есть весьма естественной и подчеркивающей общий замысел монумента.

Общий замысел монумента – печальный, задумчивый, созерцательный Пушкин. Таково дореволюционное восприятие Пушкина, ориентированное прежде всего на бюст Гальберга, в отличие от более эмоционального портрета Витали. Еще были живы очевидцы, очень хорошо понимающие, что Пушкину было отчего задуматься.

Надо иметь много жизненного задора, надо перелопатить огромное количество моделей и рисунков, чтобы найти столь естественную, органичную позу. Например, Н.С.Пименов даже не стал искать так глубоко, фактически отказавшись от участия в конкурсе (да и рано умер). И у самого Опекушина нет больше памятника такого уровня.

Где мог видеть Опекушин Пушкина в такой позе? Пушкин любил скрещивать руки на груди, это есть на портретах. Выбранная для памятника Опекушиным поза поэта встречается на одном из рисунков 1834 года.

С.Ф.Галактионов с оригинала А.П.Сапожникова. Титульный лист альманаха «Новоселье». 1834

На этой виньетке (украшении) изображен не похожий на себя Пушкин, беседующий с Вяземским. Пушкин (справа) заложил руку за борт сюртука, другой держит шляпу. Кстати, для альманаха «Новоселье» Пушкин написал «Домик в Коломне».

С местом установки памятника на Страстной площади случились метаморфозы. Представьте себе улицу Тверскую, с одной стороны на Пушкинской площади сейчас кинотеатр «Россия», с другой – начинается Тверской бульвар.

Некогда на месте кинотеатра был Страстной монастырь.

Именно на стороне монастыря Опекушин хотел видеть памятник, но, как написано в одной советской книге, монастырское духовенство настояло на том, чтобы памятник поставили на другой стороне – при входе на Тверской бульвар.

Уникальное фото запечатлело переезд памятника Пушкину через Тверскую

Вид Страстного монастыря — один из многих, уничтоженных в 1930-х. (основан в XVII в.)

Снятие колокола с колокольни Страстного монастыря. Фото А. Шайхета, 1930-е

Пушкин в итоге стоял на другой стороне лицом к монастырю. В 1950 памятник поставили на рельсы и перевезли через улицу Горького (Тверскую) на ту сторону, где хотел видеть памятник Опекушин, и где он сейчас и стоит.

Но вот одна незадача: с 1919 в монастыре размещались разные организации, в том числе Центральный антирелигиозный музей  Союза безбожников СССР.

Надо отдать «должное» большевикам: они не стали ставить памятник Опекушина, который был монархистом и глубоко верующим человеком, рядом с таким музеем, а предварительно в 1937 снесли все монастырские постройки. Теперь шутят, что Пушкин стоит к «России» задом, ну да это ерунда: это не к России, а к кинотеатру, как и подобает настоящему поэту.

Не повезло Опекушину. Вместе с Храмом Христа Спасителя снесли и его памятник Александру III, который  стоял рядом с храмом.

Опекушин. Памятник Александру III

Открытие и освящение памятника  Александру III в Москве 11 июня 1912. Скульпторы А.М.Опекушин, А.Л.Обер (специализировался на изображении животных), архитектор А.Н.Померанцев. 1900-1906

Памятник Александру III в соответствии с большевистским планом монументальной пропаганды был демонтирован в 1918, пьедестал памятника снесен вместе с Храмом Христа Спасителя.

Демонтаж памятника императору Александру III. Фото А.Р.Радченко, Москва, 1918

Демонтаж памятника императору Александру III

Но особенно много памятников Опекушин создал Александру II.

Опекушин. Статуя Александра II для памятника в Московском кремле.1892-1893. Разрушен в 1918

В 1872 бывший крепостной удостоился звания академика за несколько моделей памятников, в том числе Петру I.

Опекушин. Петр I. 1872. Бронза. Находится в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге

В 1919, больной и нищий, бывший крепостной, академик Опекушин вместе с дочерями был отправлен за казенный счет к двоюродной сестре в Ярославскую губернию, где в 1923 простудился и умер.

Источник: https://sculptprivet.ru/russia/luchshie-pamyatniki-pushkinu-part2

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: