Ответственность сторон социального партнерства

Содержание
  1. Договор социального партнерства
  2. Суть социального партнерства
  3. Принципы партнерства в сфере труда
  4. Какими нормативно-правовыми актами регулируется заключение договора социального партнерства
  5. С какой целью составляется договор
  6. Как составить договор социального партнерства
  7. Структура договора:
  8. Социальное партнерство в образовании
  9. Ответственность сторон социального партнерства – Статьи газеты «Солидарность»
  10. Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)
  11. Элементы системы социального партнерства
  12. Формы социального партнерства в сфере труда
  13. Стороны, органы и иные участники социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства
  14. Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор
  15. О социальном партнерстве и его принципах
  16. Формы социального партнерства
  17. Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
  18. Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
  19. Принципы социального партнёрства
  20. Уровни, формы и органы социального партнерства
  21. Стороны социального партнерства
  22. Кто может быть сторонами социального партнерства
  23. Стороны социального партнерства: понятие
  24. Права и обязанности работников
  25. Правомочия работодателей

Договор социального партнерства

Ответственность сторон социального партнерства

]]>]]>

Договоры о социальном партнерстве могут предусматривать широкий спектр взаимоотношений и заключаются в целях достижения равновесия между социально-экономическими интересами разных общественных групп.

Так, под социальным партнерством в сфере труда подразумевается система взаимоотношений между работодателями, нанятым персоналом, органами государственной власти и их представителями, целью которой является согласование интересов сторон в вопросах, касающихся урегулирования трудовых отношений.

Для юридического оформления таких отношений стороны заключают договор социального партнерства. Именно этот документ обеспечивает согласование интересов всех участников отношений.

Суть социального партнерства

Социальное партнерство основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве. Оно ориентировано на достижение определенных целей сторонами-участниками. В последние годы потенциал соцпартнерства существенно возрос, что положительно отразилось на повышении уровня защиты трудовых прав работников на разных уровнях (федеральном, региональном, территориальном, локальном).

Сторонами партнерства выступают:

  • трудовой коллектив;
  • профсоюзные организации;
  • руководители компаний;
  • объединения работодателей;
  • иные лица и объединения, уполномоченные представлять их интересы.

Участники партнерства могут действовать исключительно в рамках прав и обязанностей, которые определяются их социальным положением. Органы государственной власти, выступая сторонами соцпартнерства, представляют интересы государства в сфере труда и отстаивают его интересы.

Принципы партнерства в сфере труда

Главные принципы соцпартнерства утверждены в ст. 24 ТК РФ:

  • равноправие участников;
  • уважение интересов противоположной стороны;
  • строгое соблюдение трудового законодательства;
  • принятие участниками обязательств в добровольном порядке;
  • ответственность за несоблюдение условий, утвержденных договором, и др.

Какими нормативно-правовыми актами регулируется заключение договора социального партнерства

Заключение договора социального партнерства, образец которого законом не утвержден, регламентируется положениями раздела II ТК РФ о коллективных соглашениях:

  • в ст. 45 дано определение соглашению социального партнерства и приведены виды соглашений;
  • в ст. 46 указаны требования по содержанию и структуре соглашения;
  • в ст. 47 приведен порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения;
  • ст. 48 определяет срок действия документа и перечень субъектов, на которые распространяются указанные в нем положения;
  • ст. 49 регламентирует порядок внесения изменений и дополнений в соглашение.

С какой целью составляется договор

Договор социального партнерства представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения на всех уровнях. Он помогает решить следующие задачи:

  • урегулировать вопросы, касающиеся условий труда, оплаты выполненной работы, социальных гарантий нанятого персонала;
  • решить трудовые споры;
  • достичь относительного баланса интересов работников и работодателей;
  • добиться повышения уровня материального обеспечения персонала путем установления различных доплат и надбавок;
  • решить вопросы оздоровления сотрудников и обеспечения занятости и др.

Как составить договор социального партнерства

В Гражданском кодексе РФ не указаны требования по оформлению такого документа, поэтому его можно составить в свободной письменной форме и заверить подписями представителей каждой стороны.

При составлении документа должны быть учтены экономические и социальные интересы всех участников социального партнерства. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров между сторонами.

Договор вступает в силу с момента его подписания (если иное не установлено соглашением).

Но несмотря на то, что закон предъявляет минимальные требования к составлению договора, в него следует включить подробное изложение взаимных прав, обязательств и условий их исполнения. Чем подробнее и полнее будут сформулированы условия соглашения – тем надежнее юридическое закрепление взаимоотношений сторон.

Так как ГК РФ не определяет данный документ как отдельный вид договора, стороны имеют право самостоятельно утверждать его название. На практике его называют «договор», «соглашение» и т.п.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Это означает, что можно составлять любые договоры, в т. ч. не предусмотренные законодательством, но указанные в них нормы не должны нарушать действующие положения закона.

Структура договора:

  • Вводная часть, в которой указаны стороны и их представители. Здесь следует указать уполномочивающие документы.
  • Предмет соглашения (например, «Данное соглашение направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателя по вопросам трудовых и иных связанных с ними отношений» и перечислить необходимые для решения задачи).
  • Права и обязанности сторон, в т.ч. обязательства, которые берут на себя стороны (работодатель, профсоюз) для укрепления соцпартнерства (например, обязанность создания работодателем условий для работы профсоюзов, обязательное участие профсоюза в укреплении трудовой дисциплины, право контроля за получением соцвыплат работниками и расходом средств на охрану труда и т.д.).
  • Условия и порядок исполнения обязательств участниками соглашения.
  • Ответственность за невыполнение обязательств.
  • Срок действия договора.
  • Прочие существенные условия.

В документе должны присутствовать реквизиты сторон и подписи представителей с расшифровкой и указанием занимаемых должностей.

В договоре следует проставить печати организаций, принимающих участие в социальном партнерстве.

Социальное партнерство в образовании

На практике часто встречается такой вид партнерства, как организация сотрудничества образовательных учреждений с коммерческими гражданскими структурами.

Подобное взаимодействие помогает школам преодолеть нехватку материальных и кадровых ресурсов, а также обеспечить участие и помощь бизнеса и гражданского общества в деятельности учреждений.

Правовое оформление таких отношений тоже осуществляется путем оформления соответствующего договора соцпартнерства.

Договор о социальном партнерстве образовательного учреждения составляется с учетом норм ГК РФ и включает все перечисленные выше основные разделы.

Источник: https://spmag.ru/articles/dogovor-socialnogo-partnerstva

Ответственность сторон социального партнерства – Статьи газеты «Солидарность»

Ответственность сторон социального партнерства

В России система социального партнерства в сфере труда имеет законодательно установленную структуру, а также формы взаимодействия сторон. За уклонение от взаимодействия и за нарушение требований закона в сфере социального партнерства стороны несут ответственность.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2021;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 41, 2021

 

Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)

На представителей сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению колдоговора, соглашения или неправомерно отказываются от подписания согласованного колдоговора, соглашения, налагается штраф в размере и порядке, установленных ФЗ.

То же – за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров или для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения (ст. 54 ТК РФ).

Аналогично штрафуются и представители работодателя или работников, виновные в нарушении или невыполнении предусмотренных колдоговором, соглашением обязательств (ст. 55 ТК РФ).

За нарушение прав работников в сфере соцпартнерства предусмотрена административная ответственность работодателя / его представителей (ст.ст. 5.28 – 5.34 КоАП РФ):

– за уклонение от участия в переговорах о заключении колдоговора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;

– за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения;

– за необоснованный отказ заключать колдоговор, соглашение;

– за нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору, соглашению;

– за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;

– за невыполнение соглашения;

– за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой.

За указанные нарушения требований в сфере соцпартнерства административные штрафы на работодателя или его представителя налагаются небольшие (1000 – 5000 руб.).

Вместе с тем возможность привлечь к ответственности нарушителей трудового законодательства в части реализации указанных прав работников – важная защитная мера, обеспечиваемая государством.

Задача каждого члена профсоюза – использовать любую возможность защиты установленных Конституцией и Трудовым кодексом РФ прав и свобод членов профсоюза.

Элементы системы социального партнерства

В РФ система соцпартнерства состоит из следующих элементов:

– комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях соцпартнерства – федеральном, региональном, территориальном, отраслевом, межотраслевом и локальном;

– колдоговоров, заключенных на локальном уровне – в организации, на предприятии;

– соглашений на территориальном уровне – в муниципальном образовании;

– соглашений на региональном уровне – в субъекте РФ;

– соглашений на межрегиональном уровне – в двух и больше субъектах РФ;

– соглашений на отраслевом уровне в отрасли (отраслях) – на уровне муниципального образования или субъекта РФ;

– соглашений на федеральном уровне – в целом по РФ (генсоглашение) или в отдельной отрасли.

Но наличие системы соцпартнерства на всех уровнях не означает эффективности взаимодействия работников и работодателей (их представителей). Важными составляющими эффективного соцпартнерства являются:

– содержание колдоговоров и соглашений, положения которых должны не дублировать нормы законодательства в сфере труда, а улучшать положение работников;

– контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере труда, условий колдоговоров и соглашений;

– предотвращение профсоюзами нарушения прав работников.

Формы социального партнерства в сфере труда

Чтобы система соцпартнерства была эффективным инструментом как для защиты прав работников, так и для предотвращения нарушения этих прав, следует использовать все формы соцпартнерства в сфере труда, а именно (ст. 27 ТК РФ):

– коллективные переговоры по подготовке проектов и заключению колдоговоров, соглашений;

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам: регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– участие работников, их представителей в управлении организацией;

– участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Глава 8 ТК РФ (ст. 52, 53) раскрывает содержание основных форм участия работников в управлении организацией:

– учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, колдоговором, соглашениями;

– консультации представительного органа работников с работодателем по теме принятия локальных нормативных актов;

– получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

– обсуждение с работодателем вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

– обсуждение представительным органом работников планов социально- экономического развития организации;

– участие в разработке и принятии колдоговоров;

– другие формы, определенные Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда; подготовки и дополнительного профобразования; по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями. Представители работников имеют право также вносить в органы управления организацией предложения по данным вопросам и участвовать в заседаниях этих органов при рассмотрении предложений.

Подчеркнем, что “Законом о профсоюзах…” предусмотрено право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов власти и органов местного самоуправления информацию по всем социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов власти и органов местного самоуправления (ст. 17 “Закона о профсоюзах…”).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, колдоговором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).

Статья 35.1 ТК РФ предусматривает участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Цель – согласование интересов работников, работодателей (представителей этих сторон) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Для этого федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (если такие комиссии на соответствующем уровне соцпартнерства не образованы – соответствующих профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда. Порядок действий установлен ТК РФ, другими Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативно-правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, как и документы и материалы для обсуждения, принимающие эти акты органы (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления) направляют на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (профсоюзам / их объединениям и объединениям работодателей). Решения комиссий или мнения их сторон (заключения профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) по направленным им проектам указанных актов подлежат обязательному рассмотрению принимающими эти акты федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Окончание следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-40.html

Стороны, органы и иные участники социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства

Ответственность сторон социального партнерства

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Ответственность сторон социального партнерства в сфере труда: понятие и формы, коллективный договор

В современном обществе определенным образом выстраивается взаимодействие бизнеса, государственного управления и общественной жизни. В результате предпринимательство не только сводится к получению прибыли, но и учитывает характер взаимодействия человеческих, социальных факторов, производственной сферы.

Складывается социальное партнерство в сфере труда, формируется ответственность его сторон. О том, что это такое, какая существует ответственность между партнерами, говорится в статье.

О социальном партнерстве и его принципах

Принципы социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство держится, развивается на принципах координирования экономической и социальной деятельности между руководством, бизнесом и организацией, объединяющей сотрудников предприятия для решения текущих вопросов (профессиональным союзом).

Социальное товарищество создается в период зрелости рыночного общества между рынком труда, достигшем высокой степени культуры, и делегатами трудящихся в виде профсоюзов. Взаимодействие бизнеса и общества выражается в четкой структуре взаимных отношений, которые складываются:

  • между работниками и нанимателями;
  • между лицами, наделенными полномочиями работодателя и государственными органами или органами местного управления.

Выбор целей взаимодействия выражается в гарантии координации интересов сторон по налаживанию деловых позиций (производственных и других тесно связанных с ними в соответствии со ст. 23 ТК РФ).

Законодательно закреплено 12 основополагающих принципов партнерства:

  1. Равенство сторон перед законом, судом.
  2. Признание достоинств с учетом интересов сторон.
  3. Причастность сторон к договорным отношениям.
  4. Государственное содействие развитию и укреплению социального партнерства на основе демократических положений.
  5. Приверженность сторон и их представителей трудовому законодательству, документам, рассматривающим нормы трудового права.
  6. Компетентность представителей всех сторон.
  7. Свободное право обсуждать вопросы, входящие в трудовую сферу.
  8. Свобода в принятии сторонами ответственности на себя.
  9. Реализация обязательств, взятых на себя сторонами.
  10. Неизменность исполнения взаимных договоренностей, обязательств.
  11. Контролирование выполнения принятых на себя коллективных договоров, соглашений.
  12. Взаимная ответственность участников за неисполнение по их вине коллективных обязательств, соглашений(ст. 24 ТК РФ).

Формы социального партнерства

Какие формы принимает социальное партнерство

https://www.youtube.com/watch?v=-wODGooh9Mo\u0026list=PLoOUI8Ot3eDewpftM0N-WF_JM6p5SpRcp

Сотрудничество между партнерами осуществляется в разных формах:

  • коллективных переговоров на этапе подготовки программных документов (при ведении договоров, соглашений);
  • на этапе отработки методов общей слаженной работы осуществляются консультации по вопросам трудового законодательства;
  • к управлению организацией привлекаются работники и их представители;
  • возникающие споры по трудовым проблемам разрешаются при участии представителей работников и работодателей.

Складывающаяся современная рыночная экономика проходит свой путь развития поэтапно, в различных формах. В этом выражается её социализация. Важным элементом этого процесса является совершенствование социального партнерства.

Кто является сторонами социального партнерства? Социальное партнерство представляет собой взаимодействие предпринимательства и общества. Соответственно сторонами такого партнерства выступают работники и работодатели или доверенные лица, обладающие полномочиями в установленном по закону порядке представителей (гл. 4 ТК РФ).

Со стороны работодателей могут быть представлены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, что предусматривается ст. 25 ТК РФ. Социальное партнерство в трудовой сфере имеет многоуровневую систему (ст. 26 ТК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Межрегиональный — осуществляется на территории двух или более субъектов РФ.
  3. Региональный (национально-территориальный по республикам, автономным областям).
  4. Отраслевой уровень в отдельных отраслях (сельское хозяйство, промышленность).
  5. Территориальный уровень в границах муниципального образования.
  6. Локальный или местный эшелон с определением обязательств работников и работодателя в трудовой области (ст. 26 ТК РФ).

Социально-трудовая сопричастность предусматривает коллективные переговоры на должном уровне, умение готовить проекты коллективных договорных документов и заключать договоры, осуществлять должный контроль их выполнения. Такой объем необходимой работы ведут органы социального партнерства, комиссии, в составе которых работают уполномоченные представители сторон.

Социально-трудовые отношения на уровне федерации регулирует Российская трехсторонняя комиссия. В ее состав входят поверенные общероссийские объединения профессиональных союзов и работодатели, представители Правительства РФ. Аналогичные комиссии образуются в других субъектах РФ (территориальный, отраслевой и локальный).

В круг обязанностей комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения, входит рассмотрение проектов нормативной документации, разработанной аппаратом управления на местном уровне сообща с органами исполнительной власти. Решения, принятые соответствующими комиссиями, мнения относительно проектов в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами власти, органами местного самоуправления.

Система общественного партнерства — это совокупность организационных, правовых, экономических и разрешительных мер. Она действует на любом уровне экономики (от федерального уровня до отдельно взятого предприятия или организации).

Источник: https://bos-time.ru/kadry/otvetstvennost-storon-socialnogo-partnerstva-2.html

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Ответственность сторон социального партнерства

— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство

Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.

Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.

Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.

Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.

Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Уровни, формы и органы социального партнерства

Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:

  • Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
  • Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
  • Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
  • Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
  • Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
  • Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.

Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:

  • Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
  • Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
  • Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
  • Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.

Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.

Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html

Стороны социального партнерства

Ответственность сторон социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

https://www.youtube.com/watch?v=O7EbxnwNJEs\u0026list=PLoOUI8Ot3eDewpftM0N-WF_JM6p5SpRcp

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: