Почему задают домашние задания на выходные

Содержание
  1. “Неужели на уроках они успевают столько, сколько сейчас задают?” Как родители пережили неделю удаленной учебы
  2. Детей спасет режим. А маму? 
  3. Вас 100 человек — пишите аккуратнее
  4. Главное — распределить место в квартире 
  5. Как делать домашнее задание быстрее и эффективнее, быстро выучить уроки
  6. Как на самом деле
  7. Как легко и быстро делать уроки: основные правила
  8. Как снизить нагрузку и делать домашние задания быстрее
  9. Цель домашнего задания — научиться чему-то новому, а не заработать оценку
  10. Можно ли задавать домашнее задание на выходные
  11. Ответы юристов (1)
  12. Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?
  13. Домашние задания в школе законом не предусмотрены!
  14. Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?
  15. Вечер в семье – время для радости, а не для домашних заданий
  16. О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании
  17. Что ребенок должен делать дома
  18. Об отношении российского государства к образованию
  19. Как строится домашняя работа школьников в других странах
  20. 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно
  21. 1. Домашнее задание вредит здоровью
  22. 2. Домашнее задание отбирает время
  23. 3. Домашнее задание не влияет на успеваемость
  24. 4. Домашнее задание ничему не учит
  25. 5. Домашнее задание убивает желание учиться
  26. 6. Домашнее задание портит отношения с родителями
  27. Что хорошего в домашнем задании
  28. Нужно ли школьнику делать
  29. Что говорит закон
  30. Задавать или не задавать?
  31. Что такое отдых?
  32. Еще интересные идеи
  33. Заниматься все же необходимо
  34. Как лучше заниматься летом
  35. Будьте счастливы при любой возможности!

“Неужели на уроках они успевают столько, сколько сейчас задают?” Как родители пережили неделю удаленной учебы

Почему задают домашние задания на выходные

Дети перешли на дистанционное обучение. Каково теперь их родителям, которые должны не только проверить задание и вовремя его сдать, но и объяснить детям новый материал? С какими трудностями столкнулись многодетные, готовы ли дети отвечать за свою учебу и почему к 5 классу их не обучили пользоваться электронным дневником.

Светлана Ракипова, бабушка ученика 5 класса

В начальной школе был предмет, посвященный компьютерной грамотности. Я спрашивала внука: «Что вы там делаете?».  «Играем», — отвечал он.

Почему вместо игрушек нельзя было обучить работать с электронным дневником, с обучающими платформами? А теперь, получается, родители должны придумывать, как выпутаться из ситуации.

У нас все вопросы с электронным дневником пришлось решать дедушке – регистрироваться, искать, как  заходить на страницу ребенку.  

Я слежу, чтобы внук выполнял задания, и дедушка – отправляет. Домашнее задание почему-то стали задавать не по учебнику, а по прикрепленным материалам, так что приходится скачивать, распечатывать.

Потому что иначе, если сидеть с утра до ночи – испортятся глаза. А сидеть приходится.

Задавать стали очень много, просто невероятно! Неужели они на уроке успевают сделать столько? Когда же учитель объясняет материал? 

Вот задание по биологии – два параграфа, более десяти упражнений и доклад. Не меньше — по математике, русскому… Такое ощущение, что учителя все, что должны были сами сделать, прекрасно нам выдали на домашнее обучение.

Дома у нас истерики каждый день. Внук рыдает до ужаса: учеба чуть ли не круглосуточно. Предыдущую неделя для меня – точно за год считать можно – так устала.  Мы все устали.

Детей спасет режим. А маму? 

Людмила Пигарева, мама двоих студентов и пятерых школьников

Как ситуация обстоит в нашей семье. Два студента учатся на удалёнке. Их нужно только кормить и иногда поговорить и послушать жалобы на вуз и преподавателей. 

Дальше — 5 школьников, которые  учатся в трёх школах. 8 и 5 класс — московская школа. 1 и 3 класс — гимназия в Королёве, и еще восьмиклассница учится в православной гимназии. Я сразу сказала детям, что, если они дома, это не значит — каникулы. Так что на той неделе они вставали в 8 утра.

Это было тяжело. Говорила, чтоб заправили кровати и оделись в домашнюю одежду, а не ходили, в чем встали. Завтракали вместе. Повесила на холодильник список рутинных дел — разобрать посудомойку, полить цветы, открыть шторы в зале и т.д. Обычно это делала сама, когда все уходили в школу.

 

Следующим трудным этапом было изолировать детей друг от друга.  Для этого есть несколько отдельных комнат и мамин командный голос. Две восьмиклассницы знают, что делать. Иногда заглядываю к ним чтоб исключить зависание в телефонах.

проблема — младшая троица, пятый, третий и первый классы. Это дети, которым обязательно нужны зрители. Сидеть и делать задание больше пяти минут в одиночестве они не могут. Постоянно слышится: «Мам, мам, мам». 

Лиза, пятиклассница, с заданиями справляется почти самостоятельно. Но задают очень много  (школа с физико-математическим уклоном), и это причина постоянных слез и постоянного: «Мама посиди со мной, что ты все с ними.

Будь в моей комнате». Если говорить в целом, нас спасет только режим. С утра учеба, обед, прогулка (у нас свой дом), игры, помощь по дому, ложиться спать — вовремя.

Но что спасет маму после поддержания такого режима, я не знаю.

Вас 100 человек — пишите аккуратнее

Оксана Головко, мама двоих школьников

Домашнее, семейное обучение – не для меня. Я предполагала это и раньше, а теперь убедилась на собственном опыте.

Сразу оговорюсь, что все предпринимаемые меры считаю важными, необходимыми, и как только была введена первая мера – свободное посещение школы, мои дети остались дома. У меня два школьника – 10 класс и 5 класс.

Шестнадцатилетняя дочка – самостоятельный человек, уже давно ответственность за учебу – полностью на ней. 

А вот с сыном-пятиклассником… Мы непросто шли к тому, чтобы делегировать ответственность, чтобы он сам следил за выполнением домашнего задания. И стало почти уже получаться. Но вот – режим изменился. 

Первые дни все было просто – делать «домашку», когда удобно, отсылать преподавателю по почте. Потом стало сложнее – надо было осваивать электронный дневник: раньше мы просто использовали его, чтобы посмотреть, что задали. Теперь нужно заходить на страницу ребенка, на которую раньше никогда не заходили, осваивать, как прикрепляется домашнее задание.

А еще родителю нужно сфотографировать задание, переслать учителю. Пока разберешься, что к чему, пока сфотографируешь… бедные учителя получали и проверяли «домашку» чуть ли не круглосуточно, без выходных.

Про учителей – отдельный разговор. «Мне трудно разбирать почерк, у меня 100 человек, пишите аккуратнее», — справедливо написала одна из учителей. Я очень ее понимаю. Учителям сейчас совсем непросто работать в новом режиме, да еще разбирать сканированные каракули.  

Так что учиться нужно только в обычное учебное время, и в учебное же время сфотографировать и отослать выполненное задание. Портал периодически виснет,  что тоже не ускоряет процесс. И в это же время я сама тоже работаю. Меня очень выбивает из ритма, что нужно постоянно отвлекаться, что-то делать дополнительно.

Школа у нас с углубленным изучением изобразительного искусства, кроме обычной домашки – много по рисунку, живописи, композиции. Сын, что ему интересно, делает вдохновенно и качественно, а вот то, что не интересно. Приходится вновь повторять: «Где натюрморт из трех предметов, где тоновые разработки деревьев?!» Так что контроль. 

Нужно найти силы, не сорваться и не накричать (честно, не всегда получается), сын тоже устает – объем же не распределён, и если сел делать математику, то делает ее долго. Бывает,  устает, ноет, плачет… Значит – обнять, сказать, что все получится.

Немного завидую людям, которые всесторонне развиваются на карантине — устаю сейчас в разы больше, а успеваю для себя меньше: только работа и несколько страниц книги — хотя никуда не надо бегать, никого ниоткуда забирать. Вечером, когда дети уже кроватях, у меня в голове крутятся слова  учительницы из «Большой перемены» (и наблюдается то же выражение лица) – «А завтра снова в бой!».

Главное — распределить место в квартире 

Елена Кучеренко, мама трех школьниц и двух дошкольниц, одна из которых с синдромом Дауна

У нас три школьницы:  Варе – 14 лет, Соне – 10,  Дуня – 8 лет. Пятилетняя Тоня в школу пойдет осенью, так что у нее – занятия по подготовке к школе. У самой младшей, Маши – свои развивающие занятия. 

Организовать занятия было просто: девочки у меня самостоятельные, регистрацией детей на чатах и так далее — занимается Варя. Я вообще не разбираюсь в этом и рада, что старшая – такой продвинутый пользователь, иначе бы я просто не вытянула.  Так что я только скачиваю задания для Тони – будущей первоклашки. 

Сложнее нам организовать пространство: муж стал работать удаленно, чему я очень рада – ему не нужно ехать в метро на другой конец Москвы, но для работы ему нужна отдельная комната на целый день и тишина, поскольку они устраивают видеосовещания. 

В другой комнате занимается Варя, у нее видеоуроки, значит, разместившейся там Соне нужно сидеть тихо, как мышка, чтобы не мешать педагогу. 

Иногда, бывает, Варя занимается, а в комнату заползает Маша и начинает что-то требовать. 

Мне, Тоне и Маше остается кухня. Тяжелее всех мне. Я люблю готовить на кухне, чтоб никто не мешал, а сейчас моя кухня на осадном положении. Как и все гаджеты – они заняты, и речи о том, чтобы мне сейчас написать статью, просто не идет. 

Из-за того, что у детей плотный график учебы, мне нужно быстро приготовить еду, накормить всех, быстро убрать. Так что нужно привыкать к новой жизни, и, прежде всего, мне самой.

Валерий Матыцын/ТАСС

Источник: https://www.pravmir.ru/neuzheli-na-urokah-oni-uspevayut-stolko-skolko-sejchas-zadayut-kak-roditeli-perezhili-nedelyu-udalennoj-ucheby/

Как делать домашнее задание быстрее и эффективнее, быстро выучить уроки

Почему задают домашние задания на выходные

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания:

  • 1 класс — домашки отсутствуют;
  • 2–3 классы — не более 1,5 часов;
  • 4–5 классы — 2 часа в день;
  • 6–8 классы — не более 2,5 часов;
  • 9–11 классы — максимум 3,5 часа в день. 

Эти правила содержатся в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Рекомендуется выполнять домашние задания с 15–16 часов — это время считается наиболее продуктивным. Начинать делать уроки лучше с предмета средней трудности и устраивать небольшие перерывы после каждой достигнутой цели. Запрещено давать задания на выходные. 

Как на самом деле

В документах написано всё четко и правильно, но тем не менее практически каждый ученик и родитель задается вопросом, как быстрее делать уроки, потому что в нормативы мало кто укладывается. Школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше времени, чем положено, и вот почему: 

  • На дом задают всё, что не успели пройти на занятиях. Урок длится всего 45 минут, 30 процентов из которых занимают организационные вопросы.
  • Учителя не всегда хорошо объясняют материал. Разбираться с непонятными моментами приходится дома вместе с родителями.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает первое место в мире по объёму и сложности школьных домашних заданий.

Чтобы снизить нагрузку и делать домашние задания быстро, родители вынуждены делать уроки вместе с ребёнком или отдать его в группу продлённого дня. Но продлёнки действуют не во всех школах и, как правило, платные. 

Как легко и быстро делать уроки: основные правила

Для того, чтобы выполнение домашних заданий не превратилось в удручающую рутину и можно было успеть сделать все уроки, есть несколько универсальных рекомендаций, которые подходят большинству школьников:

  • Позаботьтесь об удобном рабочем месте. Высота стола должна быть комфортной для ребёнка, стул — регулируемым, чтобы он не ёрзал и мог сосредоточиться на заданиях. Ступни должны опираться на пол, если они не достают до пола, добавьте подставку под ноги.
  • Усилить концентрацию внимания помогает порядок на рабочем столе, чтобы разбросанные книги и тетради не отвлекали ребёнка, и он легко мой найти нужную ему вещь.
  • На время выполнения домашних заданий не нужно отвлекаться на мобильный телефон, соцсети, переписки в мессенджерах и игры, лучше перевести телефон в режим «Не беспокоить» или убрать его совсем.
  • В идеале, чтобы быстро делать домашние задания, лучше приступать к ним сразу после уроков, пока в памяти сохранилась вся важная информация.
  • Важно распределить задания по степени срочности и начать с тех задач, которые сложнее и требуют большей концентрации внимания. После этого можно приступить к более лёгким задачам.
  • Не забывайте об отдыхе — небольшие перерывы помогут восстановить работоспособность и эффективнее выполнять домашние задания. Можно воспользоваться принципом Pomodoro из тайм-менеджмента и чередовать выполнение заданий и отдых, например, 20 минут поработали и 5 минут отдохнули.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вашему ребёнку выучить уроки в срок и больше успевать.

Источник: unsplash.com / @anniespratt 

Как снизить нагрузку и делать домашние задания быстрее

причина многочасовых «посиделок» с уроками — отсутствие индивидуализации. Слишком много дисциплин, и каждый педагог задаёт по максимуму.    

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учебная нагрузка гораздо меньше. Объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, наша домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро, в среднем, уходит не больше 30-60 минут.

Цель домашнего задания — научиться чему-то новому, а не заработать оценку

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков. Выполнение домашних заданий в 5–8 классах занимает в среднем 1,5 часа в день, в старшем звене — до трёх часов. Это полностью соответствует нормативам и высвобождает у ребят время для занятий спортом и творчеством. 

Если в домашнем задании попалась сложная задачка, которую никак не удаётся быстро решить самому, можно попросить помощи у наставника. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/homework

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Почему задают домашние задания на выходные

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,

в 4 — 5 классах — 2 ч.,

в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=xMt0-pNzJP0

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Может ли учитель задавать домашнее задание на каникулы?

Дескать «делать вам все равно нечего, так вот и сидите над учебниками». Мы же ведь все роботы, не устаем в течении 5-6 учебных дней с практически отсутствием свободного времени, ибо и тогда домашнего задания выше крыши, стало быть, и отдыхать нам не за чем.

08 Ноября 2015, 00:28 Дмитрий, г. Москва

Ответы юристов (1)

Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Является ли нарушением прав на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы?

Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся.

Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ).

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона 273-ФЗ).

Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст.

34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации).

Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей.

Исходя из данных правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планами) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП РФ.

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?

Обеспокоена тем, что ребенок не может отдохнуть от уроков даже в выходные. Есть ли какие-нибудь официальные ограничения учебной нагрузки в школах России?

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут. Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя «для закрепления» задают на дом.

Да, это тяжело для детей, но вспомните наши школьные годы! Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. Причем не было никаких регламентов и требований. В общем, это дело каждого ученика и его родителей — делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Источник: https://sudsistema.ru/category-24/mozhno-li-zadavat-domashnee-zadanie-na-vihodnie.php

Домашние задания в школе законом не предусмотрены!

Почему задают домашние задания на выходные

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания Lentachel.ru. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема «Как сделать учебу в школе интересной».

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт.

Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны.

Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования.

Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77, напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования – Прим. ред.) и ВПР (всероссийские проверочные работы) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР – не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.

Вечер в семье – время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! – пишет женщина. – Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание.

Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер – это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, – уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле.

«Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, – констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных.

– Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам.

Ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно, не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».

«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, – вспоминает Лукиных. – Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось.

Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес.

Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях.

Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.».

С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить.

И о получении серьезных знаний, которые пригодятся в дальнейшем, тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».

Кстати, в советские времена многие задавали тот же вопрос.

Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников.

Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно? Кстати, тут возникает и другой вопрос – а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».

О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей, говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому – победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.

На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса).

Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента.

Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий – ребёнок не развивается, слишком сложный – он не осваивает даже то, что мог бы.

Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой – не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б.

Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего.

Но в нашем классе (подчеркну – незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».

Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

– после прихода ребёнка любого возраста из школы он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

– приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

– после выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.

Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги.

Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек».

Извините, ничего этого у нас нет».

Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.

Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада и др.

) – на домашние задания уходит еще меньше – 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия – в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается.

Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов.

В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должное внимание, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран.

О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе.

В одной из публикаци «Комсомольской правды» пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить.

Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила еще более 60 лет назад наш, отечественный специалист.

Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, – это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе – первый краеугольный принцип нашей системы – школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 – 6 часов в день!), а остальное время – на лично выбранное дополнительное образование», – вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово» на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю.

Максимум, что можно успеть в этих рамках, – дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов.

Вот только вопрос – нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

Источник: https://lentachel.ru/news/2021/10/16/domashnie-zadaniya-v-shkole-zakonom-ne-predusmotreny.html

6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно

Почему задают домашние задания на выходные

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как.

На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе.

Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

.com

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за в итоге появляются проблемы со сном .
  • Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку.

Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение.

Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Источник: https://Lifehacker.ru/no-homework/

Нужно ли школьнику делать

Почему задают домашние задания на выходные

После трудного периода дистанционного обучения наконец-то наступили летние каникулы. Каникулы – это время для отдыха.

Очень часто учителя (особенно начальных классов) задают на лето несколько десятков упражнений по русскому языку и номеров по математике, а также предупреждают об обязательном ведении читательского дневника.

Яндекс.Картинки

При этом часто ребята приносят выполненное в первую неделю сентября, а учитель выставляет отметку за работу в летние дни. Разберемся, насколько правомерно задавать домашние задания на лето и необходимо ли вообще заниматься летом?

Что говорит закон

В 31 статье Конвенции о правах ребенка (1989 года) заявлено о том, что каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. То есть в этом документе напрямую записано, что на каникулах дети должны отдыхать, а не учиться, играть и развлекаться, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

В каждой школе формируется Календарный учебный график, где обозначены каникулярные периоды.

В законе «Об образовании в РФ», в 34 статье оговорено, что каникулы – это академическое право обучающегося, плановые перерывы во время обучения для отдыха в соответствии с календарным учебным графиком.

Во время каникул школа может организовывать спортивные мероприятия, занятия по курсам внеурочной деятельности, но ребенок имеет право не посещать эти мероприятия.

Таким образом, если ребенка обязывают заниматься летом, это является нарушением. Любые задания должны носить только рекомендательный характер.

Задавать или не задавать?

Прямого запрета на домашние задание в каникулы нет ни в одном документе, который регламентирует организацию учебного процесса. При этом еще в 1999 в письме Министерства общего и профессионального образования РФ указывается на недопустимость перегрузок учащихся начальной школы в выходные и каникулярные дни. Именно поэтому на выходные в начальной школе домашних заданий не задают.

Что такое отдых?

Отдых – это такое времяпрепровождение, цель которого – восстановить силы, чтобы организм был работоспособен. Но отдыхом сложно назвать сидение перед компьютером или на диване перед телевизором.

Отдыхать дети должны, активно двигаясь на свежем воздухе, путешествуя с родителями, наполняясь новыми впечатлениями.

Сидение за столом перед тетрадками и учебниками (в то время, как одногодки гоняют мяч во дворе) вряд ли позитивно скажется на отношении к школе.

При этом мы настаиваем, что заниматься обязательно нужно, лучше каждый будний день, не более 15 минут в день.

Еще интересные идеи

Один итальянский учитель Чезаре Ката предложил для выполнения своим ученикам 15 заданий на лето. В их числе, например, такие задания: много читать, перечитывать конспект уроков, танцевать, не стесняясь, смотреть хорошие фильмы, заниматься спортом, не ругаться, быть вежливым. Замечательные идеи, которые можно взять на вооружение!

Заниматься все же необходимо

Потому что наша память устроена удивительным образом. Память – это не только запоминание, сохранение и воспроизведение. Это еще и забывание. Все учили стихи.

И знаете, что очень часто уже через месяц трудно припомнить без запинок то произведение, за которое получили «5». При этом многократное повторение материала позволяет прочно запомнить информацию.

Любой учитель подтвердит, что после каникул (и не только летних) дети приходят, будто чистый лист.

Яндекс.Картинки

Именно поэтому много учебного времени в начале года отводится на повторение пройденного материала. Так почему бы не помочь своему ребенку не забыть то, чему учился? Тем более, что в сентябре школьникам придется написать всероссийские диагностические работы. Можем предложить несколько советов о том, как это можно сделать.

Как лучше заниматься летом

Конечно, лучше мотивировать ребенка заниматься летом. Если заставлять учиться, то ни к чему хорошему это не приведет. Никакого принуждения.

Лучше дать старт занятиям в середине летних каникул. Многие ребята начинают скучать по учебе к этому времени, и этим обстоятельством можно умело воспользоваться. Проявляйте готовность помочь в решении трудной задачи.

Можно договориться о том, в какое время и какой объем заданий нужно выполнять.

Сейчас для каждого класса можно найти комплексные задания, где в одно занятие собраны несколько предметов, а также есть задания для развлечения или развития мышления.

Занимайтесь не более получаса в день и лучше в первой половине дня. Включайте задания на развитие мышления и логики. Решение ребусов и головоломок, тестов тоже прекрасное времяпрепровождение.

Обычное чтение можно разнообразить с помощью аудиокниг, когда ребенок будет следить по тексту за чтением диктора. Читать лучше ежедневно. Проявите интерес к тому, что читает ребенок, попросите его рассказать о том, что он прочел, задайте несколько вопросов, поразмышляйте о прочитанном вместе.

Будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале “Обучение PRO“.

Источник: https://zen.yandex.ua/media/obucheniepro/nujno-li-shkolniku-delat-obiazatelnye-letnie-zadaniia-5ee8628a2802463bcd513ccd

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: