- Основные формы правления: понятия и виды, таблица форм правления государства
- Определение понятия
- Основные формы правления
- Виды монархии
- Признаки республики
- Нетипичные формы правления
- Структура управления России
- Глава государства зарубежных стран
- Введение
- 2. Полномочия главы государства
- 2.1 Представительские функции
- 2.2 Полномочия главы государства в области государственного управления
- Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Примеры
- Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран
- Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран
- Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика
- Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства. |
- Формы государства:
- ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
- Монархия
- Признаки монархии
- Виды монархии.
- Республика.
- Признаки республики:
- Виды республик.
- Президентская республика.
- Парламентская республика
- Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).
- Форма государственно-территориального (государственного) устройства.
- Унитарное государство.
- Признаки:
Основные формы правления: понятия и виды, таблица форм правления государства
Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира.
Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами.
Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.
Определение понятия
Форма управления государства —, это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением.
Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы.
В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:
- источник создания главных органов государства и их иерархию,
- взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями,
- институты влияния гражданами на власть,
- институты защиты законности.
Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию.
На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти.
С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.
Основные формы правления
Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:
- монархическая,
- республиканская,
- гибридная.
Виды монархии
Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:
- Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
- Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.
К этому типу монархии также относится:
- Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
- Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.
Конституционная монархия различается:
- Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
- Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.
Признаки республики
Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:
- наличие независимых ветвей власти,
- избранный глава государства – президент,
- ответственность представителей власти перед народом.
По структуре формирования исполнительной власти республики делят:
- Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
- Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
- Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
- Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.
Нетипичные формы правления
Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.
Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.
Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.
Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:
Таблица. Государства по видам управления.
Тип управления | Высший орган власти | Примеры стран |
Монархия: | ||
Монарх. | ОАЭ, Оман, Катар. | |
| Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. | Польша во времена Речь Посполитая. |
| ||
Конституционная монархия: | ||
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. | Иордания, Марокко. | |
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. | Великобритания, Япония, Дания. | |
Республика: | ||
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. | Соединенные Штаты Америки | |
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. | Израиль, Греция, Германия. | |
Президент и парламент. | Россия, Украина, Франция. | |
Коллегия небольшой группы лиц | Швейцария. | |
Гибридная: | ||
| Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. | ОАЭ, Малайзия. |
| Президент с пожизненным сроком правления. | КНДР, Казахстан. |
Религиозная организация. | Иран |
Структура управления России
Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство.
Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику.
Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.
Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.
Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/formyi-upravleniya-gosudarstva-vidyi-i-ih-priznaki
Глава государства зарубежных стран
Оглавление
Введение 3
1. Понятие и юридические формы главы государства. 5
2. Полномочия главы государства 7
2.1 Представительские функции 7
2.2 Полномочия главы государства в области государственного управления 8
2.3 Внешнеполитические полномочия 12
2.4 Полномочия в судебной области 16
2.5 Чрезвычайные полномочия 17
3. Глава государства — президент 18
4.Глава государства — монарх 22
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах.
Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко (например, в законодательстве Ирана). Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти.
Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет.
Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.
В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах).
Коллегиальный глава государства почти исчез из конституционной практики (в какой-то мере таковым выступает Федеральный совет Швейцарии).
В некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки лица, занимающие пост главы государства и именуемые президентами, не избирались, а были назначены военными кругами или иными политическими группировками в результате государственных переговоров (пронунциаменто).
В значительной части развитых государств единоличным главой государства остается монарх. Почти половина всех западноевропейских стран сохраняет монархическую форму правления (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия и др., в 1947 г. реставрирована монархия в Испании).
Своеобразен институт монархического главы государства в бывших доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.).
Главой государства здесь формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (избрания) и объем полномочий последнего определяются национальным законодательством и зависят от расстановки политических сил в стране.
Преобладающая тенденция в освободившихся странах — отказ от монархической формы правления и замена наследственного главы государства выборным президентом. По этому пути пошло подавляющее большинство бывших британских доминионов в Азии и Африке (Индия, Пакистан, Шри Ланка, Кения, Нигерия и др.) – Ликвидированы монархии в Ливии, Южном Йемене, Эфиопии, Афганистане и других странах.
Вместе с тем институт монархического главы государства продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Для этих стран характерна активная роль монарха в руководстве и управлении делами государства.
В его руках сосредоточена исполнительная власть. Он обладает большими полномочиями в законодательной и судебной областях.
Таково, в частности, положение главы государства в дуалистических монархиях (например, в Марокко, Иордании, Кувейте).
Неограниченной властью располагает глава государства в абсолютной монархии. Иногда монарх является не только светским, но и религиозным главой подданных (теократическая монархия в Саудовской Аравии).
Несмотря на высокую степень приспособляемости, монархия в современном мире все больше утрачивает свои позиции.
В странах, в которых антифеодальные революции прошлого приобретали наиболее радикальный характер, а также в странах, в которых последующее общедемократическое или национально-освободительное движение достигало большого подъема, институт наследственного монарха обычно уступал свое место институту выборного президента.
Глава государства – это лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство как во внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Практически во всех странах мира существует институт главы государства. В монархиях это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках – президент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-другому).
Из средневековья пришла к нам традиция единоличного главы государства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент (председатель). В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института.
В современных странах реальная власть главы государства зависит не столько от объема конституционных полномочий, сколько от формы правления, политического режима, соотношения сил в стране, а порой и от личных качеств лица, занимающего данный пост.
В каждой стране положение главы государства является своеобразным. Ныне существуют такие его формы, как:
1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);
2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);
3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, ОАЭ);
4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии, Китае);
5) высший коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);
6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);
7) генерал-губернатор – представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);
единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.
2. Полномочия главы государства
В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.
Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий. Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции.
В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства.
В других — происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами.
Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.
2.1 Представительские функции
Олицетворение (персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в суверене воплощаются основные права и обязанности государства.
Становление либерального государства внесло существенные изменения в правовое положение его главы, однако именно за ним сохранены функции верховного представительства государства.
Он осуществляет эти функции в соответствии с правилами и традициями, многие из которых восходят к средним векам. Однако даже в этой области самостоятельность главы государства в парламентарных монархиях и республиках в значительной степени ограничена.
В принципе он не может позволить себе выступление, противоречащее политике правительства или ее осуждающее.
Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации.
Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик.
В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период.
По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.
Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.
2.2 Полномочия главы государства в области государственного управления
Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия на правительственную политику и круг реально осуществляемых в области государственного управления полномочий значительно различаются.
В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства.
Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически.
Так, в Великобритании на пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшей победу на выборах в Палату общин.
Монарх связан результатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет общепризнанного лидера, то роль главы государства в формировании правительства заметно возрастает.
Он получает возможность маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна роль главы государства в формировании правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагает большинством в парламенте.
В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.
В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются.
В США подобные назначения производятся “по совету и с согласия сената”, причем необходимо большинство в 2/3 . Однако случаи отказа в утверждении кандидатур, предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинства в этих государствах не действует.
Более того, президент может принадлежать к партии, которая не располагает большинством в парламенте или одной из палат.
В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.
Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.
В США, например, смена президента приводит, как правило, к замене или перестановке от 2,5 до 3 тысяч руководящих чинов в правительственной администрации.
Фактически продолжает действовать “система добычи”, хотя ее и именуют сегодня “системой заслуг”.
Полномочия в сфере законодательной деятельности возможность и степень участия главы государства в законодательном процессе неодинаковы в различных группах стран. Так, в США, большинстве других президентских республик президент формально не должен вмешиваться во внутреннюю деятельность парламента.
Есть страны, где глава государства наряду с палатами рассматривается как составная часть парламента (Великобритания, Канада, Австралия, Индия и др.).
Однако эти формально правовые различия не всегда имеют практическое значение и порой почти не затрагивают возможность воздействия главы государства на законодательный процесс.
В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран — право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии.
Источник: https://www.stud24.ru/aviation/glava-gosudarstva-zarubezhnyh-stran/402694-1372039-page1.html
Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Примеры
Форма государственного правления – это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства делят на республиканские и монархические.
При монархии власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической).
При республике верховная власть избирается. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран
Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной и ограниченной.
Абсолютная монархия – это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.
Примеры абсолютных монархий в современном мире – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар.
Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.
Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.
Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.
Власть монарха определена конституцией и другими законами.
Примеры парламентских монархий – современная Великобритании, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды. В этих странах монархи играют символическую роль и не имеют реальных полномочий.
Дуалистическая монархия – это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.
Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная – парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.
Примеры дуалистических монархий – Марокко, Кувейт, Иордания, княжество Лихтенштейн, княжество Монако.
Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран
Республика – форма правления, где верховная власть избирается. Глава государства (например, президент) избирается напрямую населением или косвенно – коллегией выборщиков, парламентом. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту.
Изначально слово республика означало любое государство, но с XVII века так стали называть государство без короля.
Большинство современных государств – республики. Это не значит, однако, что везде власть избирается демократическим путем. В государстве, называющим себя республиканским, может царить авторитаризм или тоталитарный режим.
Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Президентская республика – государство, где президент обладает широкими полномочиями. Президент избирается напрямую населением или коллегией выборщиков, а не парламентом. Он координирует отношения между ветвями власти, формирует правительство или сам возглавляет его, вносит законопроекты, является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене.
Примеры президентских республик: Россия, США, Белоруссия, Казахстан, Уругвай.
Парламентская республика – государство, где власть сосредоточена в парламенте. Выборный парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.
Должность президента в парламентских республиках также может существовать, но президент не является главой исполнительной власти и играет второстепенную роль.
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Греция, Польша, Израиль.
Смешанная республика, она же полупрезидентская – это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. Сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.
отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Отдельная категория – теократические республики, где в руках верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Например, Исламская Республика Иран, где фактическим главой государства является не президент, а высший по рангу религиозный деятель – аятолла.
Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика
Россия – республика. Эта форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации:
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция РФ. Статья 1
Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.
В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.
Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.
От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.
Конституция 1993 года была принята по инициативе президента Бориса Ельцина после вооруженного конфликта с парламентом и сильно расширила президентские полномочия. Иногда говорят даже, что Россия – суперпрезидентская республика.
Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.
Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.
Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:
В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе.
Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) конституционная монархия
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) президентская республика
Правильный ответ: 134
Передача власти по наследству указывает на наличие монархии. Это конституционная монархия, так как власть ограничена законами. Наличие прав и свобод указывает, что это демократическая страна. Территории не обладают самостоятельностью – это унитарное государство.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.
Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство
Правильный ответ: 234
Глава государства избирается всенародно, формирует правительство и является главой исполнительной власти – это президентская республика. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод – значит это демократическое государство. Территориальные субъекты имеют политическую самостоятельность – это признак федерации.
Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.
Назовите любые три признака формы правления государства Z.
Правильный ответ может содержать следующие признаки:1) правительство формируется парламентским большинством.2) правительство ответственно перед парламентом.
3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.
Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после ее принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён.
Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z?
Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет ответственно правительство?
Правильный ответ:1) Исполнительную власть будет возглавлять глава правительства – премьер-министр.2) Могут быть названы следующие полномочия президента:- президент обнародует законы- президент формально назначает главу правительства – главу партии, победившей на выборах
3) Правительство будет ответственно перед парламентом.
Выберите верные суждения о формах правления и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В парламентской республике происходит всенародное избрание президента.
2) В парламентской республике правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.
3) В президентской республике отсутствует ответственность президента перед парламентом за проводимую политику.
4) В смешанной республике президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства.
5) В смешанной республике правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом.
Правильный ответ: 235
Источник: https://www.anews.com/p/111598981-forma-pravleniya-respublikanskaya-forma-pravleniya-i-monarhiya-strany-i-primery/
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства. |
- Форма государства, понятие.
- Форма правления, понятие.
- Виды форм правления (монархия и республика) и их признаки.
- Форма государственно-территориального (государственного) устройства и их виды.
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.
Формы государства:
- форма правления
- форма территориального устройства
- форма политического режима
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).
Монархия
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству.
Признаки монархии
- существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);
- власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная или ограниченная;
- трон занимается в порядке престолонаследия, т. е.
путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);
- правление монарха — бессрочное, пожизненное; • деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);
- поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти.
Виды монархии.
Неограниченная монархия:
- вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, а её происхождение признаётся пожизненным;
- отсутствуют представительные учреждения народа.
Примеры:
Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др.
Ограниченная монархия – власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом.
Примеры:
Бельгия, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др.
Республика.
Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.
Признаки республики:
- выборность власти;
- принцип сменяемости — власть избирается на определённый срок;
- коллегиальность – коллективный принцип принятия решения;
- ответственность органов власти и должностных лиц за свою деятельность перед народом.
Виды республик.
Виды республик – различаются в зависимости от того, кто формируетправительство, кому оно подотчетно и подконтрольно
Президентская республика.
- Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства.
- Он самназначает правительство и руководит его деятельностью.
- Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. «запрет») на решения законодательного органа.
- Но он не имеет права распустить парламент
Примеры.
США, страны Латинской Америки.
Парламентская республика
- Правительство формируетсязаконодательным органом и отвечает перед ним.
- Во главе правительства стоит лидер партии, победившей в парламенте.
- Парламент может путем ания выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра.
- Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым анием народа.
- Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
- Реальной главойгосударства выступает руководитель правительства.
Примеры.
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.
Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).
- Власть президента значительно, но формирование правительства происходит с участием парламента.
- Главой государства является президент. Он предлагает кандидатуру главы правительства.
- Двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом.
- Президент и парламент избираются непосредственно народом.
- Парламент имеет возможностьконтролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия
Примеры.
Австрия, Россия, Франция.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны.
Унитарное государство.
Унитарное государство (от фр. единый).
Признаки:
- единая политически однородная организация, состоящая из административно- территориальных единиц (губерний, краёв, провинций), не обладающих собственной государственностью,
- единая конституция,
- единая система органов государственной власти, управления,
- единая судебная система.
Примеры.
Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.